Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ в районе а/п Усть-Орда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 мая 1956 г.
Время:  07:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская обл,Усть-Ордынский Бурят-Монг. нац. окр., район а/п Усть-Орда
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-Л52
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Якутская авиагруппа
 


Описание
    Экипаж Олекминской АЭ 140 ОАО Якутской авиагруппы Восточно-Сибирского ТУ ГВФ выполнял задание по перегонке вертолета к месту работы (по патрулированию лесов) по маршруту Иркутск – Жигалово – Усть-Кут – Киренск – Витим – Мухтуя – Олекминск.
    Вертолет по прибытии с завода собирался в Иркутске заводской бригады при участии бортмеханика. После сборки он проверялся на земле и облетывался в воздухе в течение 1 часа (27 апреля 1956 г). На этом вертолете командир экипажа проводил тренировочные полеты (налет вертолета до происшествия 17 часов 31 минута). Жалоб на ненормальную работу агрегатов и поведение вертолета в воздухе не было. Подготовка вертолета к полету по маршруту Иркутск – Жигалово производилась бортмехаником под контролем инженера завода.
    Погода по маршруту до пункта первой посадки Жигалово была: облачность 0-5 баллов верхняя, видимость 4-10 км, ветер неустойчивый 1-4 м/с.
    В 01:31 мск экипаж произвел взлет. На протяжении всего полета от взлета до момента происшествия с вертолетом поддерживалась связь. Никаких жалоб от экипажа на ненормальную работу материальной части не было.
    В 02:05 штурман сделал в бортовом журнале отметку о пролете траверса а/п Усть-Орда, а в 02:10 (07:10 местного времени) диспетчер а/п Усть-Орда сообщил в УРДС, что в районе дальней приводной радиостанции аэропорта упал вертолет.
    Комиссией установлено: при выполнении горизонтального полета на высоте не менее 900 м произошло разрушение хвостового винта. Лопасть хвостового винта №3, оборвавшись по верхней выточке наконечника, попала под несущий винт, была перебита и с силой отброшена на правую часть стабилизатора. После обрыва лопасти, нарушения аэродинамической симметрии и появления тряски и вибрации, продолжалось разрушение хвостового винта, окончившееся его отрывом вместе с редуктором. После этого вертолет, разворачиваясь влево от линии полета и вращаясь вокруг центра тяжести, упал на землю и загорелся. При ударе о землю были убиты и сгорели штурман и бортмеханик. Командир экипажа после потери управляемости вертолетом выбросился из него и раскрыл парашют, но был убит падающим вертолетом, попав под лопасти несущего винта (оторваны рука и нога, разбита голова), что подтверждается наличием недалеко от тела командира вертолета части консоли несущего винта, а также забрызгиванием кровью купола парашюта.
    По линии полета находились: часть лопасти хвостового винта, стабилизатор, консоль лопасти хвостового винта, лопасть №3, стяжной хомут, цепь Галя и редуктор с остатками лопасти, а левее полета – разрушенный и сгоревший вертолет. В 125 м от него находилось тело командира вертолета и разбросанные вокруг обломки несущего винта.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л52
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.11.1955
Заводской номер ВС 0323
Наработка ВС (часы) 17
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Якутская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Жигалово
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Олёкминск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной и главной причиной происшествия является обрыв лопасти хвостового винта с последующим его разрушением и потерей управляемости вертолетом.
    По заключению НИИ ГВФ, разрушение началось с наконечника комля лопасти №3, разрушение имеет усталостный характер и обусловлено конструктивно-технологическими недостатками узла крепления лопасти.
    Основной причиной разрушения наконечника комля лопасти №3 хвостового винта является недостаточная усталостная прочность наконечника при работе в области резонанса. Неудачная конструкция узла крепления наконечника приводит к ослаблению затяжки хомутом, уменьшению жесткости крепления лопасти и, как следствие, к приближению частот собственных колебаний лопасти к вынужденным.
    Обрыву лопасти способствовали технологические недостатки – нарушение технологии обработки поверхности, что подтверждается наличием хрупкой фазы, способствующей образованию плёнки трещин в азотированном слое, а также наличие неметаллических включений 4-го балла в районе цилиндрической и резьбовой части наконечника, значительная разностенность цанговой части стакана, недопустимая по условиям работы заделки наконечника лопасти, предусмотренной расчетом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.