|
|
|
Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ в районе а/п Усть-Орда |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 мая 1956 г.
Время: 07:10
Страна: СССР
Место происшествия: Иркутская обл,Усть-Ордынский Бурят-Монг. нац. окр., район а/п Усть-Орда
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-Л52
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Якутская авиагруппа
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Олекминской АЭ 140 ОАО Якутской авиагруппы Восточно-Сибирского ТУ ГВФ выполнял задание по перегонке вертолета к месту работы (по патрулированию лесов) по маршруту Иркутск – Жигалово – Усть-Кут – Киренск – Витим – Мухтуя – Олекминск.
Вертолет по прибытии с завода собирался в Иркутске заводской бригады при участии бортмеханика. После сборки он проверялся на земле и облетывался в воздухе в течение 1 часа (27 апреля 1956 г). На этом вертолете командир экипажа проводил тренировочные полеты (налет вертолета до происшествия 17 часов 31 минута). Жалоб на ненормальную работу агрегатов и поведение вертолета в воздухе не было. Подготовка вертолета к полету по маршруту Иркутск – Жигалово производилась бортмехаником под контролем инженера завода.
Погода по маршруту до пункта первой посадки Жигалово была: облачность 0-5 баллов верхняя, видимость 4-10 км, ветер неустойчивый 1-4 м/с.
В 01:31 мск экипаж произвел взлет. На протяжении всего полета от взлета до момента происшествия с вертолетом поддерживалась связь. Никаких жалоб от экипажа на ненормальную работу материальной части не было.
В 02:05 штурман сделал в бортовом журнале отметку о пролете траверса а/п Усть-Орда, а в 02:10 (07:10 местного времени) диспетчер а/п Усть-Орда сообщил в УРДС, что в районе дальней приводной радиостанции аэропорта упал вертолет.
Комиссией установлено: при выполнении горизонтального полета на высоте не менее 900 м произошло разрушение хвостового винта. Лопасть хвостового винта №3, оборвавшись по верхней выточке наконечника, попала под несущий винт, была перебита и с силой отброшена на правую часть стабилизатора. После обрыва лопасти, нарушения аэродинамической симметрии и появления тряски и вибрации, продолжалось разрушение хвостового винта, окончившееся его отрывом вместе с редуктором. После этого вертолет, разворачиваясь влево от линии полета и вращаясь вокруг центра тяжести, упал на землю и загорелся. При ударе о землю были убиты и сгорели штурман и бортмеханик. Командир экипажа после потери управляемости вертолетом выбросился из него и раскрыл парашют, но был убит падающим вертолетом, попав под лопасти несущего винта (оторваны рука и нога, разбита голова), что подтверждается наличием недалеко от тела командира вертолета части консоли несущего винта, а также забрызгиванием кровью купола парашюта.
По линии полета находились: часть лопасти хвостового винта, стабилизатор, консоль лопасти хвостового винта, лопасть №3, стяжной хомут, цепь Галя и редуктор с остатками лопасти, а левее полета – разрушенный и сгоревший вертолет. В 125 м от него находилось тело командира вертолета и разбросанные вокруг обломки несущего винта.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л52 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.11.1955 |
Заводской номер ВС |
0323 |
Наработка ВС (часы) |
17 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
9822106 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Якутская авиагруппа |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Иркутск |
Пункт назначения |
Жигалово |
Начальный пункт маршрута |
Иркутск |
Конечный пункт маршрута |
Олёкминск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной и главной причиной происшествия является обрыв лопасти хвостового винта с последующим его разрушением и потерей управляемости вертолетом.
По заключению НИИ ГВФ, разрушение началось с наконечника комля лопасти №3, разрушение имеет усталостный характер и обусловлено конструктивно-технологическими недостатками узла крепления лопасти.
Основной причиной разрушения наконечника комля лопасти №3 хвостового винта является недостаточная усталостная прочность наконечника при работе в области резонанса. Неудачная конструкция узла крепления наконечника приводит к ослаблению затяжки хомутом, уменьшению жесткости крепления лопасти и, как следствие, к приближению частот собственных колебаний лопасти к вынужденным.
Обрыву лопасти способствовали технологические недостатки – нарушение технологии обработки поверхности, что подтверждается наличием хрупкой фазы, способствующей образованию плёнки трещин в азотированном слое, а также наличие неметаллических включений 4-го балла в районе цилиндрической и резьбовой части наконечника, значительная разностенность цанговой части стакана, недопустимая по условиям работы заделки наконечника лопасти, предусмотренной расчетом.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|