Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Коми УГА близ Сургута
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 января 1971 г.
Время:  21:36
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, 18 км северо-восточнее аэропорта Сургута
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-11000
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
 


Описание
    Два самолета Ан-12 и 3 экипажа 75 летного отряда временно базировались в а/п Омск, откуда выполнялись заказные грузовые перевозки. 22 января было получено задание произвести перелет в а/п Сыктывкар на самолете № 11000 для проведения технического обслуживания. Перелет был совмещен с доставкой 12-ти тонн груза в Сургут. Груз в основном состоял из сетки в рулонах и плитки ПВХ, а также из других изделий хозяйственного назначения в ящиках, мешках и обрешетке, и одного строительного копра С-955. На борту находились два экипажа, инженер 75 ЛО и сопровождавшая груз женщина.
    Прогноз погоды в а/п Сургут, полученный перед взлетом, предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая 500-700 м с уменьшением до 300-500 м, видимость 3-4 км, снег, в облаках обледенение. Фактическая погода на 19:30 мск, переданная экипажу – облачность 10/10 слоисто-дождевая 450 м, видимость 5,5 км, ветер 350° 6-9 м/с, давление 761 мм рт.ст., t=-9°, влажность 87%.
    Взлет в а/п Омск произведен в 18:09. Был задан эшелон 6 600 м. В 19:20 экипаж по разрешению РДС Сургут приступил к снижению до 4 500 м, по достижении которой получил разрешение снижаться до 1 200 м. После доклада занятия высоты 1 200 м управление полетом передано диспетчеру посадки. Самолет был выведен в район второго разворота со снижением до высоты 400 м с боковым удалением 11 км. В 19:34 экипаж доложил о пролете траверза ДПРМ на высоте 400 м. В 19:36 при боковом удалении 11 км и радиальном удалении 16 км получил команду выполнять третий разворот. Экипаж ответил: «Понял» и на этом связь прекратилась.
    Самолет был обнаружен в лесу в точке третьего разворота по схеме захода на посадку с МК=180° (18 км северо-восточнее а/п Сургут) полностью разрушенным и сгоревшим. Столкновение с землей произошло с большой вертикальной скоростью снижения на курсе, отличавшемся от первоначального курса полета на 110°, с левым креном около 90° и углом тангажа -40°. Траектория падения была близкой к вертикальной. Самолет снижался по спирали левого вращения с высоты 400 м с выпущенными шасси и неотклоненными закрылками. Все двигатели в момент столкновения с землей работали на режиме 44-46° по УПРТ. Протвообледенительная система была включена, заслонки кранов отбора воздуха от двигателей открыты на угол 40°.
    Комиссия установила, что в процессе разворота на скорости 330 км/ч (в пределах инструкции по эксплуатации самолетов Ан-12) произошло сваливание на крыло. В районе аэропорта в слое 1 300-400 м наблюдалось сильное обледенение, что подтверждается показаниями экипажа Ан-12 №12996, который на высоте 1 200 м передал о сильном обледенении, а также синоптическим анализом метеообстановки.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 12 12
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11000
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.12.1965
Заводской номер ВС 5343610
Наработка ВС (часы) 5626
Наработка ВС (циклы) 2578
Силовая установка Н 2335379 Н 2445066 Н 2345008 Н 2535041


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск (Центральный)
Пункт назначения Сургут
Начальный пункт маршрута Омск (Центральный)
Конечный пункт маршрута Сыктывкар


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось сваливание самолета при третьем развороте из-за резкого ухудшения аэродинамики вследствие обледенения крыла при полете в условиях интенсивного обледенения, а также из-за несоответствия скоростей, предусмотренных при выполнении третьего и четвертого разворотов при посадочном весе более 55 тонн с обледеневшим крылом. Обледенение крыла произошло вследствие недостаточного обогрева передней кромки крыла из-за неполного открытия кранов отбора воздуха от двигателей.
    Другие причины:
    1) Отсутствие летных испытаний по поведению самолета при обледенении крыла и рекомендаций экипажу при полете в подобных условиях
    2) Отсутствие данных об эффективности ПОС крыла при интенсивном обледенении.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     После выяснения причин катастроф самолетов СССР-11000 и СССР-12996 с целью недопущения в будущем подобных авиапроисшествий была произведена доработка системы управления отбором воздуха, в том числе введена сигнализация полного открытия кранов. Проведены испытания по уточнению аэродинамических характеристик Ан-12 в условиях обледенения. Внесены изменения в ряд руководящих документов ГА.
   
    Фото: Место катастрофы в сентябре 2011 г. Автор: Кирилл Шеметилло
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.