Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 завода №31 МАП в районе Кутаиси
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 апреля 1952 г.
Время:  14:27
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Кутаисская область, Маяковский р-н, г. Дабарцхнели
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-И1008
Авиакомпания:  МАП СССР, завод №31 (Тбилиси)
 


Описание
    20 апреля 1952 г экипаж самолета Ли-2 завода №31 МАП вылетел из а/п Быково с грузом весом 1200 кг. После ночевки в а/п Таганрог в 10:40 21 апреля экипаж произвел взлет для полета до Тбилиси. После пролета Ростова-на-Дону в 11:06 диспетчер службы движения а/п Ростов разрешил дальнейший полет до Тбилиси. В 13:06 самолет прошел а/п Адлер, в 13:35 – а/п Сухуми, в 14:11 – а/п Кутаиси.
    В дальнейшем самолет пропал без вести. Место катастрофы обнаружено 3 июня 1952 г на вершине горы Дабарцхнели (высота 2518 м) Имеритинского хребта, юго-западнее селения Хани Маяковского района Кутаисской области (41°50’30”СШ, 43°03’45”ВД, 55 км юго-восточнее а/п Кутаиси).
    Комиссия установила следующее: подходя к а/п Кутаиси визуально на высоте 2400 м, экипаж, по заявлению диспетчера АДС Кутаиси, в 14:09 заказал приводную радиостанцию Сурамского перевала – Али. Так как Кутаиси экипаж прошел в 5 км севернее и затем (по наблюдению ПВО) развернулся вправо, можно предположить, что он решил выйти на заданную линию пути, для чего стал разворачиваться вправо и некоторое время следовал с курсом, большим заданного. В 14:14 борт сообщил, что не обнаружил привода перевала (привод до этого времени не был еще включен). Получив подтверждение о работе привода от диспетчера а/п Кутаиси, экипаж, очевидно, стал искать радиостанцию в полосе частот, близких к частоте работы радиостанции Али, и, так как в это время она еще могла быть не включена, ошибочно настроился (по индикатору настройки) на ШВРС Ереван. Эта радиостанция работала на частоте, близкой к частоте работы радиостанции Али. Экипаж работу этой ШВРС мог принять за работу привода Али и в 14:16 сообщил, что «привод перевала обнаружил, иду на привод». Далее можно предположить, что экипаж допустил ошибку в ориентировке и контроле пути по направлению, ослабил внимание, и поэтому продолжил полет в сторону гор, считая, что летит правильно.
    В 14:25 борт запрашивал пеленг от радиопеленгатора а/п Тбилиси, но последний не мог его запеленговать ввиду плохой слышимости самолета из-за полета на малой истинной высоте и горного эффекта.
    В 14:27 борт передал, что подходит к перевалу, и сообщил погоду, полагая, что это погода перевала. После этого на высоте заданного эшелона с курсом 145° самолет лобовым ударом столкнулся с северным склоном г. Дабарцхнели на 15-20 ниже вершины. Экипаж мог не заметить снежной вершины, приняв ее за рельеф облачности, если полет, как передавалось с борта, в момент катастрофы проходил между слоями облачности. При ударе экипаж был убит. Деформированный самолет перескочил через пологую вершину, где зацепился правым крылом и мотором за выступ горы, развернулся на 25° вправо и с горящим фюзеляжем продолжал падать по противоположному склону в ущелье на расстояние 250 м. Там произошел третий удар о скалу и отделение плоскостей от фюзеляжа. Фюзеляж остался в 5 м от скалы, где полностью сгорел.
    На северном склоне горы, ниже на 150-200 м, находились обломки самолета Ли-2 ВВС, погибшего в 1948 г. при столкновении с горой с курсом 145°.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-И1008
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1949
Заводской номер ВС 18433409
Наработка ВС (часы) 1553
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 112534 112119


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания МАП СССР, завод №31 (Тбилиси)
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Таганрог
Пункт назначения Тбилиси (заводской)
Начальный пункт маршрута Москва (Быково)
Конечный пункт маршрута Тбилиси (заводской)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является ошибка командира корабля и второго пилота, выразившаяся в настройке радиокомпаса на радиостанцию Еревана вместо радиостанции Али, ослабление внимания к ведению ориентировки после пролета Кутаиси, что привело к ошибке в определении направления полета и неиспользованию других радиосредств для контроля пути.
    Ошибке экипажа способствовало недостаточное обеспечение полета со стороны службы движения Грузинского управления ГВФ, так как привод Али был включен с запозданием, после того, как экипаж уже настроился на ШВРС Ереван, получив подтверждение о работе приводной радиостанции Али.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.