Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-30 Мячковского ОАО в Якутии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 марта 1992 г.
Время:  02:37
Страна:  Россия
Место происшествия:  Якутия, 53 км восточнее Нижнеянска
Тип ВС:  Ан-30
Регистрация ВС:  RA-30002
Авиакомпания:  УГАЦ, Мячковский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял коммерческий полет по перевозке груза из Анадыря в Баку. На 63 минуте полета днем в ПМУ на эшелоне 5 400 м в условиях видимости естественного горизонта при включенном автопилоте, началась прогрессирующая раскачка самолета по всем трем каналам с возникновением больших углов скольжения и значительных знакопеременных вертикальной и боковой перегрузок. Устойчивая регистрация параметров полета на МСРП–12–96 прекратилось через 19 секунд после возникновения особой ситуации. В дальнейшем самолет перешел в крутое снижение с разгоном скорости при вертикальной перегрузке 2g и более. На высоте около 2 000 м при перегрузке, превышавшей 4g, на скорости более 670 км/ч началось разрушение конструкции самолета. Он упал на лед реки, полностью разрушился и частично сгорел.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-30
Регистрационный номер (id) ВС RA-30002
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 1403
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания УГАЦ, Мячковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Чокурдах
Пункт назначения Тикси
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Баку (Бина)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выход на нерасчетные режимы по скоростному напору и перегрузкам вследствие раскачки самолета в боковом, а затем в продольном каналах, с последующим переходом в глубокую нисходящую спираль произошел по причине наличия рассогласования между фактическим курсом полета и курсом, заданным на работающем автомате разворота, в момент необоснованного переключения пилотами управления АП на штурмана, что вызвало «рывок» руля направления и элеронов при штатной отработке автопилотом указанного рассогласования. Чрезмерно энергичное вмешательство пилотов в активное управление самолетом до отключения автопилота с созданием значительных усилий в органах управления привело после отключения автопилота к проваливанию рулей в сторону дальнейшего их отклонения и выходу самолета на большие углы скольжения с боковой перегрузкой до 0,43 g. При попытках устранить раскачку возникли фазовые запаздывания в управлении из за отсутствия фиксации пилотов на рабочих местах привязными ремнями при воздействии на экипаж значительных знакопеременных угловых ускорений, перегрузок и потребных усилий управления. Также способствовало раскачке изменение аэродинамических свойств самолета при наличии скольжения из-за неудовлетворительных характеристик устойчивости и управляемости, отмеченных еще на этапе летных испытаний самолета и заключающихся в отсутствии градиента усилий на педалях при отклонении руля направления на углы больше 10°. Из-за большого скольжения появились значительные искажения в показаниях пилотажных приборов, которые провоцировали экипаж устранить существующие эволюции самолета в продольном канале, что также способствовало раскачке. В РЛЭ отсутствовали предупреждения об изменении характеристик самолета и искажениях в показаниях приборов при скольжении, а также указания по действиям экипажа в этих условиях.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.