Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 второй учебной АЭ ГВФ в районе Киева
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 сентября 1951 г.
Время:  11:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Киевская область, район села Горбовичи, Киево-Святошинский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-А2583
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  2-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ
 


Описание
    Пилот-инструктор и бортмеханик-инструктор 2-ой отдельной учебной авиаэскадрильи ГВФ выполняли учебно-тренировочный полет. Взлет произведен в 09:36 мск. На борту находились три пилота-слушателя. Задание на полет предусматривало отработку слушателями горизонтального полета, набора высоты, планирования и разворотов по приборам под шторками (упражнение №1 4-го задания КУЛП Ан-2 51 г.). Полет проходил по маршруту Киев - Бышев - Бородянка - Киев на высоте 900-1100 м в благоприятных метеоусловиях (ясно, ветер 3 м/с). Полетный вес 4410 кг и центровка 26% САХ не выходили за установленные нормы.
    В 11:21 мск самолет разрушился в воздухе и потерпел катастрофу в районе села Горбовичи Киево-Святошинского района Киевской области (24 км западнее Киева). Экипаж погиб.
    По показаниям очевидцев, самолет на высоте 800-1000 м с сильным рёвом мотора начал набор высоты с задранным носом. В это время от самолета начали отделяться разные части. Самолет перешел на нос и, беспорядочно падая, продолжал разрушаться. На высоте около 50 м через аварийный люк пилотской кабины выбросились трое членов экипажа. Самолет под углом 35-40° упал на землю.
    В момент катастрофы пилот-инструктор занимал левое сиденье, один из слушателей - правое сиденье.
    Горизонтальное оперение, бипланные стойки, закрылки, элероны, большая часть предкрылков, консольные части нижних крыльев и панели бензобаков разбросаны на площади 1100х500 м отдельно от фюзеляжа с мотором.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-А2583
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.08.1950
Заводской номер ВС 10047302
Наработка ВС (часы) 972
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-2886


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 2-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киев (Жуляны)
Пункт назначения Киев (Жуляны)
Начальный пункт маршрута Киев (Жуляны)
Конечный пункт маршрута Киев (Жуляны)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что:
    1) При выполнении полета вследствие неустановленных обстоятельств самолет вышел на режим полета с увеличением скорости до 200-260 км/ч с выпущенными на 17-20° верхними закрылками.
    2) При достижении скорости 200-230 км/ч вследствие значительно возросшего пикирующего момента бипланной коробки произошло разрушение левой половины стабилизатора от увеличенных нагрузок на горизонтальное оперение с одновременным или последующим разрушением стоек бипланной коробки при увеличении скорости полета до 230-260 км/ч, что подтверждается расчетами ЦАГИ. По заявлению Главного конструктора самолета Ан-2 О.К. Антонова, самолет расчету на такие режимы полета не подвергался.
    Таким образом, имеются серьезные, угрожающие безопасности полетов недостатки конструкции самолета - возможность разрушение силовых элементов самолета при самопроизвольном или преднамеренном выпуске закрылков на скорости 230-260 км/ч, а при отрицательных Сy и на меньших скоростях, то есть, на крейсерских скоростях, установленных для самолета Ан-2.
    В механизме управления закрылками отсутствует устройство, автоматически возвращающее закрылки в нейтральное положение при превышении установленной в инструкции по летной эксплуатации скорости выпуска закрылков (150 км/ч). Расположение кнопки выпуска закрылков на рычаге управления газом не исключает возможности непреднамеренного выпуска закрылков на любых скоростях полета при пользовании рычагом газа.
    В заключении технической подкомиссии указывается, что техническая подкомиссия считает причиной катастрофы выявленный при расследовании конструктивный недостаток, заключающийся в недостаточной прочности стоек коробки крыльев и горизонтального оперения в случае полета с отклоненными закрылками на скоростях более 200 км/ч.
    Согласно заключения металлографической лаборатории института строительной механики АН УССР, исследовавшей качество металла и сварных соединений узла стойки самолета, прочность узла сильно ослаблена ввиду проплавления основного металла узла и некачественного соединения сварных швов с основным металлом. Сварные швы имеют раковины, пузыри, непровар и трещины. Следовательно, разрушение стойки ввиду пониженной прочности узлов могло начаться на крейсерских скоростях полета.
    Раздельный выпуск только верхних закрылков создает наиболее тяжелые условия нагружения стоек коробки крыльев , усугубляющие опасность их разрушения, однако никаких предупреждений в части раздельного пользования закрылками в инструкции по летной эксплуатации сделано не было. Только после катастрофы Главный конструктор Антонов в своем письме предложил запретить раздельное пользование закрылками. Во временной инструкции по летной эксплуатации самолета Ан-2, выпущенной заводом в 1950 г, и такой же инструкции НИИ ГВФ от 1949 г., согласованной с Главным конструктором, никаких предупреждений об ограничении скорости выпуска закрылков нет. В заводской инструкции от сентября 1951 г. имеется предупреждение о запрете использования закрылков на скорости более 150 км/ч. Однако эта инструкция прикладывается только к самолетам выпуска с октября 1951 г., в ГУ ГВФ и НИИ ГВФ эта инструкция не была направлена.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    1) Непосредственной причиной катастрофы является разрушение силовых элементов конструкции самолета в воздухе при полете с отклоненными закрылками верхнего крыла на 17-20° на скорости, не превышающей 200 км/ч, вследствие пониженной прочности подстоечных узлов за счет некачественного их изготовления заводом №473 МАП СССР. Указанная скорость полета могла быть получена при выполнении учебно-тренировочного полета. Также не исключается уход от другого самолета, находившегося в районе катастрофы. Отклонение закрылков могло быть произведено непроизвольно вследствие конструктивного недостатка в управлении элеронами.
    2) Главными причинами катастрофы являются:
    а) Наличие недопустимого дефекта конструкции самолета, при котором возможно разрушение стоек бипланной коробки в случае отклонения закрылков на скоростях полета, близких или равных крейсерским, установленным для Ан-2;
    б) Совершенно недостаточное информирование ГУ ГВФ со стороны Главного конструктора Антонова о всех ограничениях в летной эксплуатации самолета и о возможности разрушения самолета в воздухе при полете с отклоненными закрылками на скоростях, превышающих установленные инструкцией.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.