 |
 |
 |
Катастрофа Ан-2 второй учебной АЭ ГВФ в районе Киева |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 сентября 1951 г.
Время: 11:21
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Киевская область, район села Горбовичи, Киево-Святошинский район
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-А2583
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: 2-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот-инструктор и бортмеханик-инструктор 2-ой отдельной учебной авиаэскадрильи ГВФ выполняли учебно-тренировочный полет. Взлет произведен в 09:36 мск. На борту находились три пилота-слушателя. Задание на полет предусматривало отработку слушателями горизонтального полета, набора высоты, планирования и разворотов по приборам под шторками (упражнение №1 4-го задания КУЛП Ан-2 51 г.). Полет проходил по маршруту Киев - Бышев - Бородянка - Киев на высоте 900-1100 м в благоприятных метеоусловиях (ясно, ветер 3 м/с). Полетный вес 4410 кг и центровка 26% САХ не выходили за установленные нормы.
В 11:21 мск самолет разрушился в воздухе и потерпел катастрофу в районе села Горбовичи Киево-Святошинского района Киевской области (24 км западнее Киева). Экипаж погиб.
По показаниям очевидцев, самолет на высоте 800-1000 м с сильным рёвом мотора начал набор высоты с задранным носом. В это время от самолета начали отделяться разные части. Самолет перешел на нос и, беспорядочно падая, продолжал разрушаться. На высоте около 50 м через аварийный люк пилотской кабины выбросились трое членов экипажа. Самолет под углом 35-40° упал на землю.
В момент катастрофы пилот-инструктор занимал левое сиденье, один из слушателей - правое сиденье.
Горизонтальное оперение, бипланные стойки, закрылки, элероны, большая часть предкрылков, консольные части нижних крыльев и панели бензобаков разбросаны на площади 1100х500 м отдельно от фюзеляжа с мотором.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-А2583 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.08.1950 |
Заводской номер ВС |
10047302 |
Наработка ВС (часы) |
972 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-2886 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
2-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киев (Жуляны) |
Пункт назначения |
Киев (Жуляны) |
Начальный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
Конечный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что:
1) При выполнении полета вследствие неустановленных обстоятельств самолет вышел на режим полета с увеличением скорости до 200-260 км/ч с выпущенными на 17-20° верхними закрылками.
2) При достижении скорости 200-230 км/ч вследствие значительно возросшего пикирующего момента бипланной коробки произошло разрушение левой половины стабилизатора от увеличенных нагрузок на горизонтальное оперение с одновременным или последующим разрушением стоек бипланной коробки при увеличении скорости полета до 230-260 км/ч, что подтверждается расчетами ЦАГИ. По заявлению Главного конструктора самолета Ан-2 О.К. Антонова, самолет расчету на такие режимы полета не подвергался.
Таким образом, имеются серьезные, угрожающие безопасности полетов недостатки конструкции самолета - возможность разрушение силовых элементов самолета при самопроизвольном или преднамеренном выпуске закрылков на скорости 230-260 км/ч, а при отрицательных Сy и на меньших скоростях, то есть, на крейсерских скоростях, установленных для самолета Ан-2.
В механизме управления закрылками отсутствует устройство, автоматически возвращающее закрылки в нейтральное положение при превышении установленной в инструкции по летной эксплуатации скорости выпуска закрылков (150 км/ч). Расположение кнопки выпуска закрылков на рычаге управления газом не исключает возможности непреднамеренного выпуска закрылков на любых скоростях полета при пользовании рычагом газа.
В заключении технической подкомиссии указывается, что техническая подкомиссия считает причиной катастрофы выявленный при расследовании конструктивный недостаток, заключающийся в недостаточной прочности стоек коробки крыльев и горизонтального оперения в случае полета с отклоненными закрылками на скоростях более 200 км/ч.
Согласно заключения металлографической лаборатории института строительной механики АН УССР, исследовавшей качество металла и сварных соединений узла стойки самолета, прочность узла сильно ослаблена ввиду проплавления основного металла узла и некачественного соединения сварных швов с основным металлом. Сварные швы имеют раковины, пузыри, непровар и трещины. Следовательно, разрушение стойки ввиду пониженной прочности узлов могло начаться на крейсерских скоростях полета.
Раздельный выпуск только верхних закрылков создает наиболее тяжелые условия нагружения стоек коробки крыльев , усугубляющие опасность их разрушения, однако никаких предупреждений в части раздельного пользования закрылками в инструкции по летной эксплуатации сделано не было. Только после катастрофы Главный конструктор Антонов в своем письме предложил запретить раздельное пользование закрылками. Во временной инструкции по летной эксплуатации самолета Ан-2, выпущенной заводом в 1950 г, и такой же инструкции НИИ ГВФ от 1949 г., согласованной с Главным конструктором, никаких предупреждений об ограничении скорости выпуска закрылков нет. В заводской инструкции от сентября 1951 г. имеется предупреждение о запрете использования закрылков на скорости более 150 км/ч. Однако эта инструкция прикладывается только к самолетам выпуска с октября 1951 г., в ГУ ГВФ и НИИ ГВФ эта инструкция не была направлена.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
1) Непосредственной причиной катастрофы является разрушение силовых элементов конструкции самолета в воздухе при полете с отклоненными закрылками верхнего крыла на 17-20° на скорости, не превышающей 200 км/ч, вследствие пониженной прочности подстоечных узлов за счет некачественного их изготовления заводом №473 МАП СССР. Указанная скорость полета могла быть получена при выполнении учебно-тренировочного полета. Также не исключается уход от другого самолета, находившегося в районе катастрофы. Отклонение закрылков могло быть произведено непроизвольно вследствие конструктивного недостатка в управлении элеронами.
2) Главными причинами катастрофы являются:
а) Наличие недопустимого дефекта конструкции самолета, при котором возможно разрушение стоек бипланной коробки в случае отклонения закрылков на скоростях полета, близких или равных крейсерским, установленным для Ан-2;
б) Совершенно недостаточное информирование ГУ ГВФ со стороны Главного конструктора Антонова о всех ограничениях в летной эксплуатации самолета и о возможности разрушения самолета в воздухе при полете с отклоненными закрылками на скоростях, превышающих установленные инструкцией.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|