Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2П Туринского а/п близ Туры
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 января 2005 г.
Время:  16:10
Страна:  Россия
Место происшествия:  Красноярский край, Эвенкийский АО, близ Туры
Тип ВС:  Ан-2П
Регистрация ВС:  RA-62597
Авиакомпания:  Туринское авиапредприятие

материалы расследования
 


Описание
    На удалении 35 км от а/д Тура экипаж получил разрешение диспетчера на снижение с 1 800 м до эшелона перехода 1 500 м, которое доложил в 09:57:43. Активное пилотирование осуществлял КВС. Диспетчер, в нарушение «Технологии работы диспетчеров УВД», до выхода самолета на ОПРС дал указание экипажу снижаться до высоты 700 м по давлению аэродрома 749 мм.рт.ст. КВС доложил установку давления 749 мм рт.ст. и продолжил снижение. Фактически, указанное давление было установлено только на высотомере второго пилота, а на высотомере КВС осталось установленное стандартное давление 760 мм рт.ст. После установки давления аэродрома, экипаж в нарушение НПП ГА-85 и Инструкции по технологии работы экипажа, не сверил показания своих высотомеров и не выявил допущенную ошибку. В 10:05:44 КВС доложил пролет ОПРС на высоте 700 м и получил указание диспетчера следовать на 700 м к четвертому развороту. КВС подтвердил указание. Это была последняя связь с бортом. С азимутом 323° и удалением 9 600 м от ОПРС самолет столкнулся с пологим, покрытым лесом склоном сопки высотой 523 м во время спаренного третьего-четвертого разворота на высоте 475 м (270 м выше уровня аэродрома), продвинулся вверх по склону, проделав просеку среди деревьев, и разрушился. Столкновение с препятствиями произошло с правым креном 17°, поступательной скоростью 160 км/ч и незначительным углом тангажа на пикирование. Фактическая погода – небольшой снегопад, видимость 3 500 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2П
Регистрационный номер (id) ВС RA-62597
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1978
Заводской номер ВС 1G177-44
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Туринское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Ванавара
Пункт назначения Тура
Начальный пункт маршрута Ванавара
Конечный пункт маршрута Тура


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что при подходе к ОПРС, в условиях темного времени суток, КВС вывел самолет на световой ориентир населенного пункта Тура (левее 1 200 м ОПРС), выдерживая высоту полета 700 м по давлению 760 мм.рт.ст. вместо 749 мм.рт.ст. При этом фактическая высота полета над уровнем аэродрома, с учетом ошибки в установке давления на высотомере ВД-10 и величины температурной поправки, составляла 540 м. Заход на посадку КВС выполнял по установленной схеме для штилевых условий (полет с магнитным курсом 320° в течение 3 мин 40 с в точку спаренного третьего-четвертого разворотов) с линейным боковым уклонением влево на величину 1 200 м. Из-за погрешности определения курса (технические возможности ГИК-1), а также допустимых ошибок выдерживания курса пилотом, самолет вышел в точку спаренного разворота с ошибкой 1 700 м левее стандартной схемы (район максимального превышения рельефа местности). В нарушение установленной схемы, КВС начал преждевременное снижение, с расчетом выхода на предпосадочную прямую на высоте 400 м по давлению аэродрома (такая высота круга установлена для полета днем по ПВП), фактически он начал снижаться до высоты 230 м относительно аэродрома. При этом сигнализатор опасной высоты радиовысотомера в нарушение НПП ГА-85 и РЛЭ был отключен. Условия полета были осложнены обнаруженным экипажем отказом левого авиагоризонта и гирополукомпаса, о котором экипаж диспетчеру КДП не сообщил. При этом контроль за положением самолета во время третьего разворота технологией работы диспетчера а/д Тура не предусмотрен, но технически возможен.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось невыдерживание экипажем установленной схемой захода на посадку высоты, что привело к полету ниже безопасной высоты и столкновению его с земной поверхностью.
    Катастрофа стала возможной вследствие сочетания следующих факторов:
    - нарушение экипажем правил контроля высоты полета, в части не установки на высотомере КВС давления аэродрома и невыполнения экипажем сверки показаний высотомеров при занятии эшелона перехода, что привело к уменьшению фактической высоты полета на 160 м;
    - невыдерживание экипажем установленной высоты полета при заходе на посадку (преждевременное снижение), что, с учетом ошибки показаний высотомера КВС, выполнявшего активное пилотирование, привело к столкновению с земной поверхностью;
    - невыполнение КВС требований по установке сигнализатора опасной высоты на радиовысотомере РВ-УМ, что исключило возможность своевременного предотвращения опасного снижения.
    Авиационному происшествию способствовало усложнение условий полета, связанное с обнаруженным экипажем в полете отказа авиагоризонта АГК-47Б и гирополукомпаса ГПК-48 КВС, из-за разрушения подшипника преобразователя ПАГ-1Ф.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.