Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 ООО "Лемакс" в Крапивнинском районе Кемеровской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 июля 2016 г.
Время:  13:35
Страна:  Россия
Место происшествия:  Кемеровская область, Крапивнинский район, г. Абатова, 40 км восточнее пгт Крапивнинский
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-54790
Авиакомпания:  Лемакс
 


Описание
    Самолет перегонялся с места базирования в Республике Татарстан (п.п. Сарматово) в Черемховский район Иркутской области (п.п.Тальники) для АХР по обработке лесных массивов инсектицидом от коконопряда. Прибыв на аэродром промежуточной посадки Бердск-Центральный, экипаж остался на ночевку в гостинице г. Бердск. На следующий день взлет произведен в 12:01 местного времени. Посадка предполагалась на п.п. Манский. На борту находились КВС, авиатехник и лицо с неустановленным комиссией статусом (с 1975 по 1988 г работал вторым пилотом и КВС Ан-2, в настоящее время действующего свидетельства пилота не имел). В пункт назначения самолет не прибыл. На следующий день в 11:12 местного времени разрушенный и сгоревший самолет с воздуха обнаружен в лесу на северо-западном склоне горы Абатова (высота 747 м) на высоте 571 м. Первое касание ВС произошло с деревом высотой 12 на относительной высоте 559 м в горизонтальном полете. После касания первого дерева, самолет в горизонтальном полете пролетел еще 34 м, срезал верхушки с трех деревьев и столкнулся со склоном горы на относительной высоте 571 м. Разрушаясь, ВС продвинулось еще на 6 м. Катастрофа произошла в 13:35 местного времени. В момент катастрофы активное пилотирование осуществлял с левого пилотского сиденья пассажир (бывший пилот Ан-2). КВС находился на правом сиденье.
    При расследовании установлено нарушение руководством компании-эксплуатанта ВС требований нормативных документов в части установленного минимального состава экипажа (второй пилот в составе экипажа отсутствовал). Предварительная подготовка, с экипажем не проводилась, контроль за подготовкой к полету со стороны руководства ООО «ЛЕМАКС» не осуществлялся. На борту самолета отсутствовали аэронавигационные карты районов Западной Сибири, Красноярского края и Иркутской области, т.е. по маршруту полета, а КВС выполнял полет в этих районах впервые. Предполетная подготовка экипажем также не проводилась. Решение о вылете принималось КВС без прогноза погоды по маршруту. У него имелась только фактическая погода а/п Кемерово, полученная им по телефону от диспетчера ГОПВД Кемерово за 1 час 35 минут до вылета. На момент вылета фактическая погода в а/п Кемерово ухудшилась. По маршруту полета прогнозировалось ухудшение погоды. Не имея радиосвязи с органами ОВД, информацию об изменениях фактической погоды и новых прогнозов КВС не получил.
    Полет на участке маршрута Бердск – Манский планировался экипажем по ПВП, в воздушном пространстве класса G (не требуется разрешения диспетчера на вылет, о вылете сообщается уведомительно). Во время полета от Бердска до места происшествия ВС дважды пересекло воздушное пространство класса С (зоны аэропортов Танай и Кемерово) без запроса разрешения органов ОВД, создав тем самым угрозу безопасности воздушного движения.
    После вылета полет проходил в сложных метеоусловиях, над незнакомым экипажу горно-таежным районом. Встретив погодные условия, не позволяющие выполнять полет по ПВП, КВС, не имеющий допуска к полетам по ППП, не принял решения о возврате на аэродром вылета или о посадке на запасном аэродроме. Продолжая полет под нижней кромкой облачности, временами входя в разорванную облачность, ВС приблизилось к горному району с вершинами выше высоты полета, которые были закрыты облачностью. Обнаружив непосредственно перед столкновением по курсу гору, экипаж предпринял запоздалые действия по предотвращению столкновения с ней, которые результатов не дали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/772/report_ra-54790.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-54790
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 17.07.1979
Заводской номер ВС 1G183-54
Наработка ВС (часы) 8853
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К1638539


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Лемакс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Бердск
Пункт назначения Манский
Начальный пункт маршрута Сарматово
Конечный пункт маршрута Тальники


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Другие недостатки, выявленные в ходе расследования:
    - анализируя маршрут полета, показания РП аэродрома Танай и выписку телефонных переговоров между РП аэродрома Танай и РП аэродрома Кемерово, комиссия установила, что на участке маршрута полета от аэродрома Бердск Центральный до места АП ВС без диспетчерских разрешений пресекло ВП класса «С» в районе аэродрома Танай, где выполнялись парашютные прыжки, создав тем самым непосредственную угрозу безопасности полетов, и ВП класса «С» в районе аэродрома Кемерово.
    - медицинское заключение I класса (справка ВЛЭК), выданная ВЛЭК ООО «МСЧ «Полет» 25.05.2016 серия РА № 210210, согласно которого КВС «признан годным к летной работе пилотом коммерческой авиации», выдано вскоре после получения им справки от 01.04.2016 МСЭ-2014 № 0604930 об установлении третьей группы инвалидности с причиной «проф. заболевание» и 60% утраты профессиональной трудоспособности сроком на один год.
    - вылет в нарушение нормативных документов воздушного судна с неработоспособным бортовым самописцем.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной катастрофы самолёта Ан-2 RA-54790 явилось необоснованное принятие КВС решения на вылет по маршруту без информации о прогнозе погоды и продолжение полёта при ухудшившихся метеоусловиях к полетам в которых КВС подготовлен не был.
    К способствующим факторам, повысившим риск столкновения горой, явились:
    - нарушение эксплуатантом нормативных документов при назначении состава экипажа без второго пилота;
    - нахождение на рабочем месте КВС и пилотирование ВС посторонним лицом;
    - отсутствие контроля за подготовкой экипажа к полёту со стороны эксплуатанта.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.