Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа А-20В ГУ ГМС в Куйбышеве
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 апреля 1947 г.
Время:  16:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Куйбышевская область, район а/п Куйбышев (Смышляевка)
Тип ВС:  A-20B
Регистрация ВС:  СССР-М279
Авиакомпания:  ГУ ГМС, Куйбышевский отдельный авиаотряд
 


Описание
    Пилот, начальник авиационно-аэрологического сектора Куйбышевского управления ГМС, выполнял облет самолета А-20 СССР М-279 после замены правого мотора. На борту находились инженер отряда, бортрадист, бортмеханик и взятый пилотом в экипаж качестве штурмана не имеющий летной специальности инженер по радиолокации авиационно-аэрологического сектора Куйбышевского УГМС.
    Первый полет продолжительностью 16 минут прошел нормально. При втором полете (взлет в 15:45 мск, 16:45 местного времени), на взлете самолет был подорван на малой скорости и при наборе высоты отклонился вправо от направления взлета на 20-25°. В дальнейшем самолет стал резко набирать высоту. На высоте 80-100 м правый мотор задымил и стал «обрезать», сбавив обороты. После этого самолет вошел в левый разворот со снижением при выпущенных шасси. Не выходя из разворота, пилот совершил пологую спираль и стал производить посадку в 100 м от юго-западной границы аэродрома Смышляевка. Шасси были убраны только при подходе к месту посадки. Посадка произведена на фюзеляж с креном вправо и разворотом на 90°. Исполнявший обязанности штурмана инженер после остановки самолета находился под фюзеляжем. Люк штурманской кабины был открыт. Инженер был извлечен из под фюзеляжа через 2 часа, но вскоре после доставки в больницу скончался.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС A-20B
Регистрационный номер (id) ВС СССР-М279
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1943
Заводской номер ВС 112719
Наработка ВС (часы) 199
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 85033 47613


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Облет ВС
Авиакомпания ГУ ГМС, Куйбышевский отдельный авиаотряд
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Куйбышев
Пункт назначения Куйбышев
Начальный пункт маршрута Куйбышев
Конечный пункт маршрута Куйбышев


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что общий налет пилота составляет 2000 часов, но на самолете А-20 у него был только один провозной налет 1 час 10 минут с перерывом на день катастрофы 5 месяцев 20 дней. Таким образом, переоценив свой явно недостаточный опыт на данном типе, пилот допустил грубое нарушение наставления по летной службе, вылетев самостоятельно, без разрешения от авиационно-материального управления ГУ ГМС. Эксплуатация самолета им проводилась неграмотно. Подогревая моторы перед взлетом, пилот создал себе усложненные условия для взлета, допустив большую разницу в температуре головок цилиндров (на левом моторе 180°, на правом моторе 140°), причем взлет производился при закрытом положении юбок капотов на правом моторе и открытом на левом моторе. Не справившись с пилотированием на взлете, пилот подорвал самолет на малой скорости через всего 200 м пробега и упустил направление взлета, отклонившись вправо на 20-25°. Пытаясь форсированием правого мотора выправить направление взлета, он усугубил ненормальные условия работы правого мотора (шторки были закрыты), вследствие чего он перегрелся, потерял мощность и стал «обрезать». Дальнейшими действиями пилот не принял решительных мер для создания условий нормального полета на одном работающем моторе - юбки правого мотора не открыл, винт не зафлюгировал, шасси не убрал. Это свидетельствует о его растерянности, обусловленной поверхностными знаниями техники эксплуатации и пилотирования самолета А-20.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной происшествия является личная неподготовленность пилота к полету на самолете А-20 и неправильное его решение самостоятельно произвести облет этого самолета. Использование им инженера по радиолокации в качестве штурмана, тем более при облете самолета, является нарушением НПП. Инженер по радиолкации, испугавшись возможного удара передней кабиной при посадке, пытался выпрыгнуть из самолета на выравнивании, но, открыв люк, отделиться от самолета не успел. Открытая дверца люка передней кабины создала ненормальное трение самолета о грунт, что привело к разрушениям самолета. Происшествие могло бы окончиться повреждением винтов, если бы не это необдуманное решение


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.