Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-84 Киевской ОАГ ГВФ в районе Урюпинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 ноября 1941 г.
Время:  17:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Сталинградская область, Урюпинский район, 2 км южнее н.п. Акчерня
Тип ВС:  ПС-84
Регистрация ВС:  СССР-Л3488
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киевская особая авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Экипаж 8-го отряда Киевской особой авиагруппы ГВФ выполнял задание по ночному полету для сбрасывания в тылу противника листовок с а/д Урюпинск, куда в 16:10 вылетел из Воронежа, имея на борту 1100 кг листовок и 8 пассажиров, в том числе одного ребенка и комиссара КОАГ ГВФ. Расчетное (штурманом) время прилета в Урюпинск было 16:55 (за 13 минут до наступления сумерек). В полете экипаж держал связь с радиостанцией 8-го отряда . Для работы радиокомпаса был включен длинноволновый передатчик Урюпинска. К моменту прилета в районе аэродрома погода была летная - облачность 10 баллов высотой 300-600 м, видимость 2 км, слабый снег. На случай посадки самолета в сумерках в 16:45 на аэродроме был выложен ночной старт (костры). К моменту прилета самолета в 17:00 командир отряда и его заместитель по летной части начали давать ракеты разного цвета. До 18:25 не убирался ночной старт и запускались ракеты. Около 17:45 в аэропорт сообщили по телефону, что в 18 км южнее аэродрома (2 км южнее н.п. Акчерня Урюпинского района Сталинградской области) разбился и сгорел двухмоторный самолет.
    Прибывшая комиссия установила по показаниям очевидцев, что самолет в районе селения шел на бреющем полете с зажженными фарами и включенными АНО. В районе Акчерни самолет произвел 4 круга. На 5-м круге у места катастрофы самолет мгновенно взмыл вверх и, перейдя в пикирование, с работающими моторами врезался в землю. Все 6 членов экипажа и 8 пассажиров погибли. Катастрофа произошла в 17:35. При осмотре самолета установлено, что шасси и закрылки выпущены, на консольных частях плоскостей следов удара нет, следов приземления нет.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 8 8
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-84
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3488
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1941
Заводской номер ВС 1841105
Наработка ВС (часы) 455
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6202039 6202038


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Военные задачи
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киевская особая авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Воронеж
Пункт назначения Урюпинск
Начальный пункт маршрута Воронеж
Конечный пункт маршрута Урюпинск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Экипаж самолета отклонился от курса, пролетел правее Урюпинска на 18 км, чем удлинил время полета.
    2) Полет самолета производился на низкой высоте (бреющим полетом), что не дало возможности экипажу заметить ракеты и ночной старт, выложенный на аэродроме.
    3) Экипаж самолета не пользовался радионавигацией, несмотря на то, что был специально пущен длинноволновый передатчик для радиополукомпаса.
    4) Экипаж самолета на низкой высоте, по-видимому, идя на посадку, выпустил закрылки, в результате чего взмыл. Желая исправить положение самолета, экипаж резко отжал штурвал от себя, не учитывая чрезмерно малую высоту, и с работающими моторами на скорости врезался в землю. В результате удара самолет разрушился и сгорел.
    Виновники:
    1) Основным виновником является командир корабля, допустивший полет на низкой высоте, отклонение от курса, не пользовавшийся средствами радионавигации и допустивший ошибки в технике пилотирования - при кабрировании на низкой высоте отдал штурвал, чем ввел самолет в пике.
    2) Командир авиагруппы - лично руководя выпуском самолета, стараясь выполнить задание во что бы то ни стало, разрешил полет, не учтя ограниченного светлого времени суток, вопреки указаниям заместителя командира группы по летной части при нехватке светлого времени суток полет не производить.
    3) Командир корабля имел ряд случаев недисциплинированности, однако командование не снимало его с работы ввиду исключительно безукоризненного выполнения им всех заданий как днем, так и ночью. Командир корабля имел отличные показатели в технике пилотирования и наилучшие отзывы о его работе со стороны частей ВВС Юго-Западного фронта.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.