Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Уральского управления ГВФ в Янауле
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 декабря 1942 г.
Время:  13:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Башкирская АССР, Янаул
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л3903
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское управление ГВФ
 


Описание
    19 декабря экипаж Свердловского аэропорта Уральской авиагруппы ГВФ выполнял рейс Москва - Свердловск. После посадки в Казани рейс прервался до 22 декабря из-за нелетной погоды. 22 декабря командир корабля получил прогноз погоды в Казанской авиаметеослужбе, который соответствовал требуемой. На участке трассы Казань - Красноуфимск предусматривалась облачность 10 баллов высотой 300-600 м со снижением местами до 100-200 м. На участке трассы Красноуфимск - Свердловск предусматривалась облачность высоких форм 5-10 баллов, видимость до 4-6 км.
    Взлет в а/п Казань произведен в 09:10 мск. На борту находилось 5 членов экипажа, 7 пассажиров и 1075 кг груза. Полетный вес составлял 11400 кг, что было на 100 кг меньше допустимого. Дежурный диспетчер выпустил самолет с записью в бюллетене погоды: «При встрече плохой погоды произвести посадку в Янауле».
    Через 1 час 26 минут полета, подлетая к а/п Янаул, командир корабля запросил погоду Свердловска. Дежурный аэропорта Янаул дал разрешение на пролет до Свердловска, так как посадка в Янауле по графику не была намечена, а в Свердловске была хорошая погода.
    В 11:00 экипаж сообщил, что, идя на высоте 400 м в облаках, испытывает обледенение. В 11:20 экипаж сообщил, что из-за сильного обледенения возвращается в Янаул. В 11:35 самолет со стороны Свердловска подошел к а/п Янаул на высоте 250-300 м прошел над аэродромом и с правым разворотом ушел на второй круг. Затем самолет вторично прошел над аэродромом с выпущенными шасси на высоте 50-70 м вдоль посадочной полосы с небольшим снижением, поскольку пилот ошибся в расчете, и ушел на второй круг. Уходя на второй круг, не доходя до расположенной в 1,5 км от аэродрома территории мясокомбината, на высоте 40-50 м командир корабля развернул самолет влево, в сторону строений. На развороте самолет потерял высоту. После разворота самолет оказался в непосредственной близости от зданий мясокомбината. Чтобы избежать столкновения с постройками, пилот резко увеличил крен для ускорения разворота. Вследствие большого крена самолет скользнул на крыло, ударился левым крылом о землю и перевернулся. Продвинувшись на верхней части фюзеляжа 30 м, самолет носовой частью врезался в забор и разрушился. 5 членов экипажа и 5 пассажиров погибли (из них 2 скончались в больнице). 2 пассажира получили ранения (один тяжелые, один легкие).
    При осмотре самолета на месте катастрофы обнаружен слой льда на передней кромке центроплана толщиной 25-30 мм, на бомбодержателях имелся слой льда толщиной 30 мм, на передней кромке стабилизатора 14 мм. На заклепках хвостового оперения обнаружены наросты льда в виде игл длиной до 20 мм и диаметром 4-5 мм. По показаниям экипажей самолетов Ли-2 №4707 АДД РККА и Л-3463 ГВФ, выполнявших в это же время рейсовые полеты на участке Казань - Свердловск, наличие обледенения в облаках подтверждается.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 7 5
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3903
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС январь 1941 г.
Заводской номер ВС 505
Наработка ВС (часы) 1954
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62021650 6202963


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Казань
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является сильное обледенение самолета.
    2) Причиной, способствующей катастрофе, послужило неправильно принятое экипажем решение производить полет в облаках и по возвращении на а/д Янаул производить развороты на обледеневшем самолете на малой высоте.
    Виновники:
    1) Синоптик а/п Казань, выдавший прогноз погоды без указания на возможность обледенения в облаках на участке трассы Казань -Красноуфимск.
    2) Командир корабля и пилот-инструктор, производившие развороты на обледеневшем самолете на малой высоте и допустившие продолжение полета в облачности при интенсивном обледенении.
    3) Диспетчер а/п Казань, поверхностно ознакомившийся с метеообстановкой. Видя неустойчивую погоду на трассе, принял безграмотное решение переложить ответственность за полет на командира корабля, сделав ему запись в бюллетене погоды о посадке в Янауле в случае встречи плохой погоды, вместо конкретного распоряжения идти поверх облачности, так как в Свердловске по прогнозу была облачность высоких форм 5-10 баллов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.