Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-40 Управления воздушной магистрали Москва-Иркутск в горах Каржантау
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 апреля 1942 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, горы Каржантау, район н.п. Сайлык
Тип ВС:  ПС-40
Регистрация ВС:  СССР-Л3541
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск
 


Описание
    Экипаж Управления воздушной магистрали Москва - Иркутск в составе пилота, авиатехника и бортрадиста получил самолет ПС-40 Л-3541 от УТО Узбекского управления ГВФ, которое прекратило эксплуатацию самолетов этого типа. 18 апреля 1942 г экипаж опробовал самолет в воздухе и наметил вылет на утро 19 апреля по маршруту Ташкент - Джамбул - Алма-Ата (посадка) - Семипалатинск (посадка) - Новосибирск для перегона его к месту нового базирования.
    Прогноз погоды за 03:35 по трассе предусматривал: облачность полная высотой 600-1000 м, ветер юго-западный 30 км/ч. Диспетчер а/п Ташкент предупредил пилота об ухудшении погоды, вследствие чего горы были закрыты облачностью. Пилот заявил, что пойдет на достаточной высоте выше гор.
    Взлет на Алма-Ату произведен в 04:25 мск. Маршрут полета не был никому в а/п Ташкент известен, так как план полета и готовность экипажа никто не проверял. Экипаж вылетел, не получив завтрака и не имея на борту положенного запаса продовольствия.
    Спустя 40 минут после вылета самолета над Фрунзе и Джамбулом разразилась песчаная буря. 20 апреля установлено, что самолет не прибыл в Алма-Ату. Розыски самолета, проводившиеся до 3 мая, результатов не дали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-40
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3541
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.12.1939
Заводской номер ВС 14/215
Наработка ВС (часы) 540
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 023-1645 933-55


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ташкент
Пункт назначения Алма-Ата
Начальный пункт маршрута Ташкент
Конечный пункт маршрута Новосибирск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, вероятно, экипаж, совершая полет вне видимости земли, не поддерживая связи с землей, потерял ориентировку и погиб в горах в результате катастрофы.
    Причиной происшествия следует считать потерю ориентировки в полете вне видимости земли и без связи с землей.
    Способствующей причиной явилось отсутствие должного порядка в а/п Ташкент по обслуживанию экипажей самолетов, отсутствие контроля со стороны диспетчерской службы за экипажами, слабая воспитательная работа в УТО по привитию пилотам чувства здоровой осторожности.
    В 1943 г самолет найден в горах Каржантау вблизи кишлака Сайлык (70 км северо-восточнее Ташкента). Самолет столкнулся с горой высотой 2501 м в 100 м ниже вершины, следуя вдоль склона гор по курсу Ташкент - Джамбул. Первый удар произошел левым крылом о выступающую скалу. Крыло отломилось. Непосредственно за этим правое крыло ударилось о другую скалу, несколько ниже первой, а фюзеляж упал на площадку на третьей скале. Самолет разрушен, разбросан на 200 м и частично сгорел. Трупы членов экипажа обобраны неизвестными лицами, лямки парашютов отрезаны, сами парашюты исчезли.
    1) Основной причиной катастрофы является нарушение дисциплины командиром корабля, который, будучи выпущен из Ташкента на Фрунзе по трассе через Чимкент и Джамбул непосредственно после взлета из Ташкента полетел напрямую на Джамбул, не набрав достаточной высоты для перелета через горы Каржантау.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.