Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 Туркменского управления ГВФ в районе Ашхабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 апреля 1942 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, г. Маркоу, район Чули, 40 км западнее Ашхабада
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Л1732
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское управление ГВФ
 


Описание
    18 апреля 1942 г в 05:00 мск командир УТО Туркменского управления ГВФ вылетел из а/п Ашхабад на производство зондирования атмосферы. Самолет на аэродром не вернулся. 25 апреля пограничники сообщили что разбитый самолет находится на горе в районе Ашхабада. Самолет был обнаружен бригадой топографов на южном склоне (крутизна 45-50°) горы Морковка (Маркоу), отметка 1530 м, на высоте около 1500 м (20-30 м ниже вершины) в районе местечка Чули, 40 км западнее Ашхабада. Пилот погиб.
    Точную картину происшествия установить не представилось возможным. По расшифровке ленты метеографа установлено, что катастрофа произошла при полном отсутствии видимости. Место происшествия было закрыто облаками. Непосредственно перед ударом пилот успел поднять нос самолета. Первое касание произошло консолью левой плоскости о дерево.
    Наиболее вероятно, события развивались следующим образом: план полета предусматривал после взлета держать курс 300° в течение 5 минут, затем курс 120° в течение 10 минут, затем курс 300° в течение 10 минут, то есть полет до набора наивысшей точки и планирование с нее до высоты 3000 м должен был происходить с курсом 120-300° по 10 минут в каждом направлении. С высоты 3000 м должен был взят курс 360°, с которым следовало планировать до видимости земли. Наличие сплошной облачности с верхней границей (по данным метеографа) 2390 м не давало возможности пилоту восстановить свое положение. Вероятно, что указанным в прогнозе погоды ветром северо-западного направления или за счет разворотов при перемене курса пилот уклонился на юго-запад и при планировании с курсом 360-300° при полном отсутствии видимости на данной высоте врезался в южный склон горы. Данная гора, расположенная севернее основного хребта гор Копетдага на расстоянии 10-15 км, находится в 7-10 км южнее а/п Ашхабад. Местонахождение разбитого самолета в 35-40 км западнее Ашхабада и в 7-10 км южнее аэропорта и положение самолета показывают, что уклонение на юго-запад было значительным
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1732
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1935
Заводской номер ВС 9486
Наработка ВС (часы) 3546
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 03859


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ашхабад
Пункт назначения Ашхабад
Начальный пункт маршрута Ашхабад
Конечный пункт маршрута Ашхабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Из приказа начальника Туркменского управления ГВФ:
    Основными причинами катастрофы являются:
    а) Невыполнение пилотом утвержденной мною и разработанной вместе с пилотом (как командиром отряда) инструкции для полетов по зондированию атмосферы, согласно которой набор высоты должен производиться по установленному треугольному маршруту полета с удалением от аэродрома на север 50 км, что гарантировало от возможности сноса в район хребта Копетдаг при продолжительности полета до двух часов.
    б) Отсутствие должной борьбы в отряде за точное выполнение инструкций и наставлений по летной службе, а также слабый контроль диспетчерской службы за планами полетов перед вылетом пилотов в рейс.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.