Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-41 Узбекского управления ГВФ в Ташкенте
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 октября 1941 г.
Время:  17:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Ташкент
Тип ВС:  ПС-41
Регистрация ВС:  СССР-Л3528
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское управление ГВФ
 


Описание
    В последнем учебном полете в день происшествия самолет находился в зоне около 50 минут под управлением пилота-слушателя и пилота-инструктора. Выполнив задание в зоне, после посадки этот пилот-слушатель перекрыл все краны бензосистемы и выключил моторы. Спустя 5-7 минут после этого в самолет сел другой пилот-слушатель, проходивший на сборе в 310 УТО Узбекского управления ГВФ тренировку на самолете ПС-41 и имевший налет на нем за время тренировки 7 часов (из них 30 октября 1941 г. 1 час 05 минут). Пилот-инструктор приказал ему запустить моторы для очередного полета по кругу. Пилот-слушатель моторы запустил, но не опробовал и стал производить взлет. При взлете моторы работали нормально. Можно предположить, что при наборе высоты отказал один из моторов, так как при осмотре самолета на месте происшествия положение триммеров (руля поворота вправо, элеронов вверх) соответствовало полету на одном моторе. Учитывая, что разворот самолета производился вправо, отказал левый мотор. Это подтверждается также тем, что левый пожарный кран был закрыт, правый - открыт.
    Самолет в момент отказа мотора находился над г. Ташкент. Развернувшись на 180°, экипаж сделал попытку вернуться на аэродром, однако потеря высоты не дала возможности дотянуть до него. Самолет, не долетая до аэродрома, перетянув трехэтажное здание текстильного института, ударился о двухэтажное здание его лабораторного корпуса. При ударе самолет и часть здания охватило огнем, который был потушен пожарной командой. Оба пилота погибли. Катастрофа произошла в 17:45 в 2,5 северо-западнее а/п Ташкент.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-41
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3528
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС февраль 1941
Заводской номер ВС 11-215
Наработка ВС (часы) 752
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 043-395 043-323


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ташкент
Пункт назначения Ташкент
Начальный пункт маршрута Ташкент
Конечный пункт маршрута Ташкент


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является отказ в работе левого мотора, последовавший после взлета самолета. Отказ мотора произошел вследствие неоткрытия пожарного крана левого мотора, что установлено по положению рычагов управления кранами.
    Самолет не был загружен и имел большой запас мощности мотора, поэтому отказ одного мотора не должен был привести к авиационному происшествию. Но неправильные действия при отказе мотора триммерами руля поворота и элеронов пилотом привели к быстрой потере высоты и созданию условий, при которых АП стало неизбежным.
    Виновники:
    а) пилот-слушатель: не открыл при запуске моторов пожарный кран.
    б) пилот-инструктор: не проконтролировал пилота-слушателя при запуске моторов и не обучил достаточно хорошему пилотированию на одном моторе.
    Косвенной причиной является отсутствие должной требовательности в УТО к качественной отработке элементов пилотирования самолета ПС-41 на одном моторе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.