Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Г-2 Узбекского управления ГВФ в районе Чарджоу
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 декабря 1941 г.
Время:  06:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, 10-12 км юго-восточнее а/п Чарджоу
Тип ВС:  Г-2
Регистрация ВС:  СССР-Л2010
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское управление ГВФ
 


Описание
    Самолет Г-2 Л-2010 Узбекского управления ГВФ летал на линии Чарджоу - Ургенч и обратно через день. 28 декабря 1941 г. экипаж получил задание от начальника а/п Чарджоу выполнить три рейса-конца Чарджоу - Ургенч с вылетом в 05:00 мск. Экипаж в 04:00 проснулся, позавтракал и направился к самолету. Дежурный по а/п Чарджоу заявил командиру корабля, что, выполняя приказ начальника аэропорта, он нарушает требования наставления по летной службе, но обязан выполнить распоряжение начальника и предложил командиру корабля, если тот считает полет невозможным из-за темноты, переговорить с начальником аэропорта, для чего последний был вызван. Со слов начальника аэропорта, командир корабля не отказался от вылета, а только просил выставить на летном поле одного моториста с фонарем «летучая мышь». Перед взлетом командир корабля указал второму пилоту этот едва заметный ориентир, сказав, что на него будет взлет. Открыв боковые окна и выключив свет в пилотской кабине, пилоты порулили на старт. На борту находились 5 членов экипажа, 31 пассажир и 914 кг багажа.
    Взлет производился в 04:45 в юго-юго-западном направлении, разбег и взлет были нормальными. После сделанного левого разворота второй пилот обратил внимание на чрезвычайно высокую скорость (170 км/ч), с которой шёл самолет. Сопоставив показания указателя скорости с показаниями авиагоризонта, вариометра и пионера, второй пилот установил, что самолет идет по прямой со снижением до 7 м/с по вариометру. Он пытался штурвалом поддержать самолет, но командир корабля резким движением штурвалом дал понять ему, чтобы не вмешивался в управление. В этот момент в пилотскую кабину зашел 1-ый бортмеханик, встревоженный показаниями скорости, и спросил командира корабля: «Почему такая скорость?».
    Видя чрезмерное нарастание скорости и снижение самолета, второй пилот сильно двинул штурвал на себя, пытаясь поддержать самолет. Скорость полета дошла до 220 км/ч, а вертикальная скорость снижения до 10 м/с. В этот момент произошел удар о землю. Касание самолета произошло колесами. При этом шасси разрушились. Затем самолет пролетел несколько метров, касаясь земли лопастями винтов средних моторов. Ударившись о глиняно-песчаный бугор высотой 0,75 м, самолет разбил кабину Ф-1 и сбил левый средний мотор, после чего, скатившись под откос высотой около 1,2 м, попал в воду на отмели одного из рукавов реки Амударья в 10-12 км юго-восточнее а/п Чарджоу. Командир корабля и 5 пассажиров погибли, 1-й бортмеханик умер от ранений через несколько часов. Второй пилот, бортрадист и 4 пассажира получили ранения, 2-й бортмеханик и несколько пассажиров - ушибы. Катастрофа произошла в 04:55 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 2
Пассажиры 31 5
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Г-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л2010
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1930
Заводской номер ВС 61
Наработка ВС (часы) 1043
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 05160 03843 08352 09359


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чарджоу
Пункт назначения Ургенч
Начальный пункт маршрута Чарджоу
Конечный пункт маршрута Ургенч


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились выпуск самолета в рейс в темноте, без обеспечения полета ночным стартом, и отсутствие тренировки командира корабля и второго пилота в ночных полетах на самолете Г-2.
    Виновники:
    а) Начальник а/п Чарджоу - назначил вылет самолета в темноте.
    б) Дежурный по аэропорту - выпустил самолет в рейс до наступления рассвета, без ночного старта, в нарушение наставления по летной службе, §§ 105,148,149,150,157, и под управлением экипажа, не имевшего права летать на данном типе в ночных условиях.
    в) Командир корабля - не имея права на полеты ночью на самолете Г-2, принял решение выполнять полет.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.