Самолет Г-2 Л-2010 Узбекского управления ГВФ летал на линии Чарджоу - Ургенч и обратно через день. 28 декабря 1941 г. экипаж получил задание от начальника а/п Чарджоу выполнить три рейса-конца Чарджоу - Ургенч с вылетом в 05:00 мск. Экипаж в 04:00 проснулся, позавтракал и направился к самолету. Дежурный по а/п Чарджоу заявил командиру корабля, что, выполняя приказ начальника аэропорта, он нарушает требования наставления по летной службе, но обязан выполнить распоряжение начальника и предложил командиру корабля, если тот считает полет невозможным из-за темноты, переговорить с начальником аэропорта, для чего последний был вызван. Со слов начальника аэропорта, командир корабля не отказался от вылета, а только просил выставить на летном поле одного моториста с фонарем «летучая мышь». Перед взлетом командир корабля указал второму пилоту этот едва заметный ориентир, сказав, что на него будет взлет. Открыв боковые окна и выключив свет в пилотской кабине, пилоты порулили на старт. На борту находились 5 членов экипажа, 31 пассажир и 914 кг багажа.
Взлет производился в 04:45 в юго-юго-западном направлении, разбег и взлет были нормальными. После сделанного левого разворота второй пилот обратил внимание на чрезвычайно высокую скорость (170 км/ч), с которой шёл самолет. Сопоставив показания указателя скорости с показаниями авиагоризонта, вариометра и пионера, второй пилот установил, что самолет идет по прямой со снижением до 7 м/с по вариометру. Он пытался штурвалом поддержать самолет, но командир корабля резким движением штурвалом дал понять ему, чтобы не вмешивался в управление. В этот момент в пилотскую кабину зашел 1-ый бортмеханик, встревоженный показаниями скорости, и спросил командира корабля: «Почему такая скорость?».
Видя чрезмерное нарастание скорости и снижение самолета, второй пилот сильно двинул штурвал на себя, пытаясь поддержать самолет. Скорость полета дошла до 220 км/ч, а вертикальная скорость снижения до 10 м/с. В этот момент произошел удар о землю. Касание самолета произошло колесами. При этом шасси разрушились. Затем самолет пролетел несколько метров, касаясь земли лопастями винтов средних моторов. Ударившись о глиняно-песчаный бугор высотой 0,75 м, самолет разбил кабину Ф-1 и сбил левый средний мотор, после чего, скатившись под откос высотой около 1,2 м, попал в воду на отмели одного из рукавов реки Амударья в 10-12 км юго-восточнее а/п Чарджоу. Командир корабля и 5 пассажиров погибли, 1-й бортмеханик умер от ранений через несколько часов. Второй пилот, бортрадист и 4 пассажира получили ранения, 2-й бортмеханик и несколько пассажиров - ушибы. Катастрофа произошла в 04:55 мск.
|