Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-41бис Северного управления ГВФ в районе ст. Гряды
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 февраля 1941 г.
Время:  15:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, район ст. Гряды
Тип ВС:  ПС-41бис
Регистрация ВС:  СССР-Л3505
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное управление ГВФ
 


Описание
    12 февраля 1941 г. пилот 31 отряда Северного управления ГВФ принял самолет ПС-41бис Л-3505 в а/п Ленинград. При этом командир отряда дал распоряжение полеты впредь до особого распоряжения производить только при видимости земли, используя эти полеты для самотренировки по радиомаяку.
    13 февраля пилот выполнял рейс в Москву. Выпускающий старший пилот 31 отряда дал указание при наличии погоды ниже установленного минимума возвратиться назад и подтвердил распоряжение командира отряда о недопустимости слепых полетов. План полета предусматривал полет при визуальной ориентировке на высоте 600 м.
    Вылетев в 13:20, пилот вернулся обратно в Ленинград из-за течи масла из правого маслобака, которая возникла вследствие неправильной контровки крана маслобака техником. После устранения течи и дозаправки масла пилот произвел взлет на Москву в 14:35.
    До Тосно полет выполнялся на высоте 200 м. Потом пилот начал набирать высоту и на высоте 500-600 м вошел в сплошную облачность. В облаках была резкая болтанка. На высоте 2500 м самолет вышел из облачности. Продолжая набор высоты, самолет вновь попал во второй слой облачности и на высоте 3000 м резко начал увеличивать скорость полета. С дальнейшим увеличением скорости полета и потерей высоты бортмеханика-радиста начало прижимать к сиденью, а затем к левому борту, иногда отбрасывая к правому борту. Заметив нарастание скорости с 270 до более 400 км/ч и потерю высоты, бортмеханик-радист начал вызывать по СПУ пилота, который не отвечал. На вызовы световой сигнализацией пилот также не отвечал. После этого бортмеханик-радист с большим физическим усилием выбросился на парашюте и благополучно приземлился.
    Самолет в 15:05 упал в лес у ст. Гряды Октябрьской железной дороги (130 км от а/п Ленинград).
    Комиссией установлено, что при наборе высоты вслепую, благодаря наличию резкой болтанки, самолет вошел в крутую правую спираль с работающими моторами, из которой пилот не сумел вывести самолет. При дальнейшем увеличении скорости самолет получил перегрузку свыше допустимой и начал разрушаться в воздухе на высоте 1000-1300 м, как это видно из барограммы и разброса обломков на расстоянии 2-3 км (первыми отделились консольные части крыла, затем хвостовая часть, которая упала в 1500 м от фюзеляжа самолета с центропланом и моторами). В последний момент пилот выбросился с парашютом на малой высоте, но времени его раскрыть не было. Пилот погиб.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-41бис
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3505
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.06.1940
Заводской номер ВС 2/300
Наработка ВС (часы) 260
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 013-1201 023-1240


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград
Пункт назначения Москва (аэропорт неизвестен)
Начальный пункт маршрута Ленинград
Конечный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилась недисциплинированность пилота, выразившаяся в невыполнении прямых распоряжений командира отряда, старшего пилота отряда и диспетчера а/п Ленинград о недопустимости производства полета вслепую до прохождения тренировки по трассе, грубом нарушении §§ 54 и 67 наставления по летной службе и необоснованной самоуверенности в достаточности подготовки к слепым полетам на самолете ПС-41бис.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.