Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа С-47 Отдела воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ в Тегеране
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 августа 1944 г.
Время:  08:35
Страна:  Иран
Место происшествия:  район а/п Кола-Морге (Тегеран)
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Л860
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Отдел воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ
 


Описание
    Экипаж выполнял очередной рейс по маршруту Пехлеви - Тегеран. Самолет С-47 Л-860 эксплуатировался отделом воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ, которое обслуживало три регулярных внутренних рейса в Иране (Тегеран-Пехлеви-Тегеран, Тегеран-Тавриз-Тегеран и Тегеран-Мешхед-Тегеран), а также рейс Тегеран-Москва-Тегеран на участке Тегеран-Баку-Тегеран. На борту находились 4 члена экипажа и 13 пассажиров, в том числе 3 детей (11 граждан Ирана, 1 - СССР, 1 - Великобритании).
    В 08:30 мск самолет подошел к аэродрому Кола-Морге в Тегеране с западной стороны и, встав в левый круг, начал производить полет по кругу и после четвертого разворота пошел на посадку. Нарушений НПП-38 командир корабля не допускал. При подходе С-47 к аэродрому в воздухе находился самолет Р-39 №219877 6-го перегоночного истребительного авиаполка. Летчик производил по заданию начальника 9 АОН испытание самолета в воздухе после его ремонта технической бригадой 9 АОН. Самолет Р-39 находился в воздухе до подхода к аэродрому самолета С-47 около 30 минут. Когда С-47 сделал второй разворот на левом круге, Р-39 прошел вдоль стартовой полосы с выпущенными шасси на высоте 80-100 м, покачал крыльями и ушел на второй круг, сделав разворот во внутреннюю сторону круга самолета С-47, и стал срезать ему маршрут. Когда экипаж С-47 после 4-го разворота планировал на посадку, летчик Р-39, находясь в стороне от вокзала, внутри круга С-47 (левее него), начал делать левый разворот со снижением, намереваясь первым произвести посадку (выйдя на предпосадочную прямую впереди С-47). Не рассчитав, он догнал С-47 и в 08:35 слева-сзади врезался в его фюзеляж. От столкновения С-47 загорелся в воздухе и упал на землю, не долетая 40 м до насыпи железной дороги Тегеран - Казвин, проходящей примерно перпендикулярно курсу посадки в 900 м от границы летного поля. Р-39 также упал на землю в 120 м левее С-47, не долетая 150 м до железнодорожной насыпи. Все члены экипажа С-47, 12 из 13 пассажиров и летчик Р-39 погибли. Один пассажир - британский офицер - в тяжелом состоянии доставлен в госпиталь. Самолет полностью разрушился и сгорел. Во время нахождения Р-39 на 4-м развороте, по распоряжению начальника 9 АОН был выложен крест (запрещение посадки).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 13 12
На земле   0
Всего погибших 16+1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л860
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.09.1943
Заводской номер ВС 11935 (42-92165)
Наработка ВС (часы) 359
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 43-98965 43-98962


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Отдел воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пехлеви (Энзели)
Пункт назначения Тегеран
Начальный пункт маршрута Пехлеви (Энзели)
Конечный пункт маршрута Тегеран


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что администрации аэропорта при выпуске в испытательный полет самолета Р-39 было известно об ожидаемом прилете в Тегеран самолета С-47. В 07:50 оперативному дежурному 9 АОН было передано о вылете самолета из Пехлеви в 07:05. Начальник 9 АОН, в обязанности которого входит обеспечение безопасности полетов, не предупредил перед выпуском в полет и в воздухе летчика Р-39 об ожидаемом прилете С-47 и никаких указаний об обеспечении связью самолета Р-39 с наземной станцией не дал и, по существу, полетами не руководил, чем нарушил НПП-38 гл. 4 и 5. Задание на полет летчику Р-39 предусматривало испытать самолет над аэродромом на высоте 2000 м без производства фигур высшего пилотажа. Летчик после взлета набрал высоту 700-800 м, атаковал ранее взлетевший американский самолет В-17, направлявшийся по заданию в СССР, после чего от него отвалил и стал набирать высоту 2000 м.
    Также установлено наличие слабой летной дисциплины среди летного состава 6 ПИАП, что подтверждается следующим фактом: 1 или 2 августа с.г. в Кировабаде при заходе на посадку самолета С-47 тот был атакован истребителем «Спитфайр». Летчик этого самолета на земле заявил механику, что хотел их напугать.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причины катастрофы:
    а) Причиной столкновения самолетов в воздухе является отсутствие надлежащего руководства полетами над аэродромом со стороны начальника 9 АОН.
    б) Слабая летная дисциплина среди летного состава 6 ПИАП
    Виновники катастрофы:
    а) Основным виновником является летчик Р-39, идя на посадку при втором заходе, начал срезать маршрут идущему на посадку С-47 и, не рассчитав, врезался ему в фюзеляж.
    б) Начальник 9 АОН - не обеспечил организацию безопасности производства полетов на а/д Кола-Морге.
    в) Командование 6 ПИАП, которое не обеспечило должной летной дисциплины среди подчиненных.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.