|
|
|
Катастрофа С-47 Отдела воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ в Тегеране |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 августа 1944 г.
Время: 08:35
Страна: Иран
Место происшествия: район а/п Кола-Морге (Тегеран)
Тип ВС: Douglas C-47
Регистрация ВС: СССР-Л860
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Отдел воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял очередной рейс по маршруту Пехлеви - Тегеран. Самолет С-47 Л-860 эксплуатировался отделом воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ, которое обслуживало три регулярных внутренних рейса в Иране (Тегеран-Пехлеви-Тегеран, Тегеран-Тавриз-Тегеран и Тегеран-Мешхед-Тегеран), а также рейс Тегеран-Москва-Тегеран на участке Тегеран-Баку-Тегеран. На борту находились 4 члена экипажа и 13 пассажиров, в том числе 3 детей (11 граждан Ирана, 1 - СССР, 1 - Великобритании).
В 08:30 мск самолет подошел к аэродрому Кола-Морге в Тегеране с западной стороны и, встав в левый круг, начал производить полет по кругу и после четвертого разворота пошел на посадку. Нарушений НПП-38 командир корабля не допускал. При подходе С-47 к аэродрому в воздухе находился самолет Р-39 №219877 6-го перегоночного истребительного авиаполка. Летчик производил по заданию начальника 9 АОН испытание самолета в воздухе после его ремонта технической бригадой 9 АОН. Самолет Р-39 находился в воздухе до подхода к аэродрому самолета С-47 около 30 минут. Когда С-47 сделал второй разворот на левом круге, Р-39 прошел вдоль стартовой полосы с выпущенными шасси на высоте 80-100 м, покачал крыльями и ушел на второй круг, сделав разворот во внутреннюю сторону круга самолета С-47, и стал срезать ему маршрут. Когда экипаж С-47 после 4-го разворота планировал на посадку, летчик Р-39, находясь в стороне от вокзала, внутри круга С-47 (левее него), начал делать левый разворот со снижением, намереваясь первым произвести посадку (выйдя на предпосадочную прямую впереди С-47). Не рассчитав, он догнал С-47 и в 08:35 слева-сзади врезался в его фюзеляж. От столкновения С-47 загорелся в воздухе и упал на землю, не долетая 40 м до насыпи железной дороги Тегеран - Казвин, проходящей примерно перпендикулярно курсу посадки в 900 м от границы летного поля. Р-39 также упал на землю в 120 м левее С-47, не долетая 150 м до железнодорожной насыпи. Все члены экипажа С-47, 12 из 13 пассажиров и летчик Р-39 погибли. Один пассажир - британский офицер - в тяжелом состоянии доставлен в госпиталь. Самолет полностью разрушился и сгорел. Во время нахождения Р-39 на 4-м развороте, по распоряжению начальника 9 АОН был выложен крест (запрещение посадки).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
13 |
12 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Douglas C-47 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л860 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.09.1943 |
Заводской номер ВС |
11935 (42-92165) |
Наработка ВС (часы) |
359 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
43-98965 43-98962 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Отдел воздушных сообщений СТУ и ГУ ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Пехлеви (Энзели) |
Пункт назначения |
Тегеран |
Начальный пункт маршрута |
Пехлеви (Энзели) |
Конечный пункт маршрута |
Тегеран |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что администрации аэропорта при выпуске в испытательный полет самолета Р-39 было известно об ожидаемом прилете в Тегеран самолета С-47. В 07:50 оперативному дежурному 9 АОН было передано о вылете самолета из Пехлеви в 07:05. Начальник 9 АОН, в обязанности которого входит обеспечение безопасности полетов, не предупредил перед выпуском в полет и в воздухе летчика Р-39 об ожидаемом прилете С-47 и никаких указаний об обеспечении связью самолета Р-39 с наземной станцией не дал и, по существу, полетами не руководил, чем нарушил НПП-38 гл. 4 и 5. Задание на полет летчику Р-39 предусматривало испытать самолет над аэродромом на высоте 2000 м без производства фигур высшего пилотажа. Летчик после взлета набрал высоту 700-800 м, атаковал ранее взлетевший американский самолет В-17, направлявшийся по заданию в СССР, после чего от него отвалил и стал набирать высоту 2000 м.
Также установлено наличие слабой летной дисциплины среди летного состава 6 ПИАП, что подтверждается следующим фактом: 1 или 2 августа с.г. в Кировабаде при заходе на посадку самолета С-47 тот был атакован истребителем «Спитфайр». Летчик этого самолета на земле заявил механику, что хотел их напугать.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причины катастрофы:
а) Причиной столкновения самолетов в воздухе является отсутствие надлежащего руководства полетами над аэродромом со стороны начальника 9 АОН.
б) Слабая летная дисциплина среди летного состава 6 ПИАП
Виновники катастрофы:
а) Основным виновником является летчик Р-39, идя на посадку при втором заходе, начал срезать маршрут идущему на посадку С-47 и, не рассчитав, врезался ему в фюзеляж.
б) Начальник 9 АОН - не обеспечил организацию безопасности производства полетов на а/д Кола-Морге.
в) Командование 6 ПИАП, которое не обеспечило должной летной дисциплины среди подчиненных.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|