Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ту-154 Внуковского ПО в а/п Братска
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 июня 1981 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Братск
Тип ВС:  Ту-154А
Регистрация ВС:  СССР-85029
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское ТУ ГА, Внуковское ПО
 


Описание
    Экипаж 200 летного отряда Внуковского ПО выполнял рейс по маршруту Внуково - Омск - Братск. После вылета из а/п Омск на борту находилось 111 пассажиров. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы.
    Фактическая погода в а/п Братск в момент посадки самолета была: облачность 10/7 кучево-дождевая высотой 120 м, верхняя, средняя, гроза с дождем и смещением на северо-восток, видимость 6 км, ветер 180°, 6 м/с, порывы до 10 м/с, давление 714 мм рт.ст., температура +14°
    При заходе на посадку из-за ухудшения видимости вследствие заливания стекол пилотской кабины ливневым дождем, экипаж с высоты выравнивания ушел на второй круг. Посадка была произведена со второго захода в зоне фиксированного приземления. Через 1 секунду после приземления экипаж включил реверс. На расстоянии 800 метров от торца ВПП самолет начал уклоняться влево. Принятые экипажем меры результата не дали, самолет не реагировал на полностью отклоненные вправо руль направления и элероны. Пробежав 1326 метров по ВПП, самолет выкатился на размокшую левую БПБ. Фюзеляж разломился надвое. 3 пассажира получили ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 111 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-85029
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1972
Заводской номер ВС 72А-029
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское ТУ ГА, Внуковское ПО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск (Центральный)
Пункт назначения Братск
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Братск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила:
    Эффективность руля направления на посадке после выхода реверса тяги на полную мощность практически отсутствует. Совмещенное управление рулем направления и передними колесами способствует возникновению «юза» передних колес на всех скоростях движения по ВПП при резких и больших по величине отклонениях педалей независимо от коэффициента сцепления, что отрицательно влияет на путевую управляемость самолета.
    На пробеге с использованием реверса тяги в диапазоне скоростей 240-100 км/ч наблюдается тенденция увода самолета влево, прогрессирующая с уменьшением скорости и не зависящая от направления и величины бокового ветра и положения руля направления.
    Расположение и конструкция органов управления реверсом тяги двигателей, интерцепторами и передними колесами, а также порядок их использования затрудняет работу экипажа при посадке и способствует возможности возникновения непреднамеренных ошибок в пилотировании.
    Неблагоприятное сочетание внешних условий, конструктивных особенностей самолета Ту-154Б и возможных (допустимых) в эксплуатации отклонений в пилотировании может привести к возникновению прогрессирующих, неконтролируемых отклонений самолета по курсу на пробеге при отсутствии возможности их устранения имеющимися средствами управления.
    При государственных и эксплуатационных испытаниях самолета Ту-154 аэродинамические продувки и испытательные полеты для определения устойчивости и управляемости самолета на пробеге с включенным реверсом не производились. Совместный МАП-МГА «План дополнительных мероприятий по предотвращению выкатываний за пределы ВПП», утвержденный 31.03-11.05.80, и пункт 3 Постановления Госавианадзора СССР №2 от 30.03.81 в полной мере до настоящего времени не выполнены.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии явилась неуправляемость самолета на мокрой ВПП вследствие полной потери эффективности руля направления на режиме максимальной обратной тяги двигателей из-за конструктивных особенностей компоновки самолета.
    Выкатыванию самолета с ВПП способствовали ошибки экипажа, допущенные при определении признаков и времени парирования возникших тенденций изменения направления движения самолета влево по ВПП из-за несовершенства рекомендаций РЛЭ самолет Ту-154Б.
    Требования п. 10 раздела 4.2.11 РЛЭ по выдерживанию направления движения самолета на пробеге и использованию реверса тяги неоднократно и необоснованно менялись. Рекомендации по этому вопросу ГосНИИ ГА и КБ экспериментальными проверками и практикой не подтверждались.
    Руководитель полетов а/п Братск в нарушение требования п.6.5.6 НПП ГА-78 не дал указаний о замере коэффициента сцепления на ВПП во время дождя. На борт было передано значение коэффициента сцепления без его замера.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.