Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ту-154Б-2 Дальневосточного УГА в а/п Чита
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  08 октября 1980 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Чита
Тип ВС:  Ту-154Б-2
Регистрация ВС:  СССР-85321
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Хабаровский ОАО
 


Описание
    При заходе на посадку днем в простых метеоусловиях, при наличии передней центровки, выходящей за пределы допустимой, экипаж нарушил установленные рубежи выпуска механизации крыла и высоту пролета точки входа в глиссаду. При выпуске закрылков отклонение руля высоты достигло конструктивного упора. Заход на посадку продолжался на повышенной скорости выше глиссады. Пролет ДПРМ произошел на высоте значительно больше расчетной. Вместо ухода на второй круг, КВС увеличил вертикальную скорость снижения. В результате самолет произвел грубую посадку с недолетом до ВПП 240 м. При этом передняя опора шасси отделилась. Продолжая движение на основных опорах шасси и носовой части фюзеляжа по грунту, а затем по ИВПП 11, самолет, вследствие невключения реверса двигателя №1 из-за деформации при грубой посадке подкосов его навески и тяг управления двигателем и реверсом, начал уклоняться (при включенном реверсе двигателя №3) от оси ВПП вправо по дугообразной траектории и сошел на грунт. После схода самолёта на грунт отделились основные опоры шасси и хвостовые звенья закрылков. Фюзеляж разрушился надвое в хвостовой части в момент остановки самолёта. Пожара не было.2 члена экипажа и 2 пассажира получили ранения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 0
Пассажиры 174 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154Б-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-85321
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1979
Заводской номер ВС 79A-321
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Барнаул
Пункт назначения Чита
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При заходе на посадку в а/п Чита экипаж допустил следующие нарушения требований НПП ГА-78 и РЛЭ самолета Ту-154Б-2:
    - нарушил схему снижения с эшелона и захода на посадку;
    - не выполнил разделы карты контрольной проверки на рубежах 18-20 км до аэродрома и перед входом в глиссаду;
    - нарушил установленные рубежи выпуска механизации крыла;
    - прошел точку входа в глиссаду с убранной механизацией на высоте 1030 м вместо 750 м;
    - пролет ДПРМ произвел выше глиссады на 440 м с поступательной скоростью на 90 км/ч больше расчетной и неполностью выпущенной механизацией крыла;
    - при срабатывании сигнализации ССОС на снижении после пролета ДПРМ не перевел самолет в набор высоты;
    - весь полет на снижении с высоты 8500 м до пролета ДПРМ осуществлял с выпущенными средними интерцепторами, на оборотах малого газа, с поступательной и вертикальной скоростями больше рекомендованных;
    - при пролете контрольных точек схемы захода на посадку службе УВД давалась ложная информация о месте и высоте полета ВС;
    - на предпосадочной прямой при многократных отклонениях, превышающих допустимые значения по высоте и вертикальной скорости снижения, не ушел на второй круг;
    - на высоте принятия решения КВС не ушел на второй круг, а продолжал снижение, хотя самолет не вышел на установленную траекторию по высоте, и вертикальная скорость снижения превышала допустимую;
    - второй пилот на высоте принятия решения не принял мер по уходу на второй круг, несмотря на то, что КВС не подал команду «Садимся».
    Командир ВС и члены экипажа имеют слабую теоретическую подготовку, не знают обстоятельств и причин абсолютного большинства авиационных происшествий, произошедших в транспортной авиации в 1979-1980 гг, в том числе и аварии самолета Ту-154, произошедшей в Оренбурге 01.03.80 по аналогичной причине.
    В а/п Барнаул ЗСУ ГА работники службы организации перевозок при обслуживании транзитного рейса не обеспечили выполнение требований п. 6.8.1, 6.8.2 НПП ГА-78. Самолет Ту-154 №85321 был выпущен в полет с передней центровкой (18,9% САХ при взлете и 15,8% САХ при посадке), выходящей за установленные пределы. Этому способствовали серьезные недостатки в комплектовании коммерческой загрузки, определении центровки и загрузки ВС со стороны работников СОП а/п Алма-Ата Казахского УГА. Второй пилот контроль за центровкой не осуществлял.
    Работники службы УВД а/п Чита Восточно-Сибирского УГА без достаточных оснований, по просьбе КВС Ту-154 №85321 заменили направление рабочего старта с МК=286° на МК=106°. На борт самолета давали неправильные и неточные команды о занятии и пролете основных контрольных точек схемы снижения и захода на посадку в районе аэродрома.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной аварии самолета явилось грубое приземление ВС до ВПП в результате нарушений экипажем требований п.п. 8.6.1, 8.6.13, 3.3.2, 3.3.5, 5.6.4, НПП ГА-78 и п.п. 4.2.11 (3,5,8,9), 4.3.13.16Б РЛЭ самолета Ту-154Б-2, невыполнение карты контрольной проверки при заходе на посадку, а также нарушения работниками службы организации перевозок аэропорта Барнаул требований п.п. 6.8.1, 6.8.2 НПП ГА-78.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото 1: следы основных опор шасси и носовой части фюзеляжа на грунте концевой полосы безопасности.
    Фото 2: следы основных опор шасси и носовой части фюзеляжа на ВПП.
    Фото 5: двигатель №1
Источники информации


Фотографии

   
   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.