Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа L-14 МАГОН в районе Центрального аэродрома г. Москвы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 декабря 1941 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Москва, район Центрального аэродрома
Тип ВС:  Lockheed L-14 Super Electra
Регистрация ВС:  СССР-Л3453
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московская авиационная группа особого назначения ГВФ (МАГОН ГВФ)
 


Описание
    Около 11 часов утра 18 декабря 1941 г. зам. начальника ГУ ГВФ Картушев М.Ф. дал указание начальнику Центрального аэродрома г. Москвы подготовить к вылету самолет L-14 Л-3453. Как установлено, полет имел своей целью проверку работы всех агрегатов самолета в связи с намеченным тов. Картушевым полета 19 декабря в г. Казань и далее по строящейся новой трассе Красноярск - Уэлен. Самолет подготовлен под постоянным наблюдением бортмеханика, который лично производил его технические осмотры в течение всего времени нахождения в ГВФ. К работам привлекались ст. авиатехник и авиамоторист. Контроль был возложен на инженера аэропорта.
    Самолет L-14 куплен Польшей, был (как значилось в записях) летом доставлен из Америки в Польшу через Атлантический океан польскими летчиками. Как трофейный, он некоторое время находился в распоряжении ВВС КА Прибалтийского ВО, и в мае 1941 г передан в ГУ ГВФ. Точных данных о налете самолета нет. В Риге при приемке от ВВС КА он был опробован пилотом Лебедевым и затем перегнан им вместе с Картушевым в Москву, где прошел тщательный технический осмотр. Самолет выполнил рейсы Москва - Симферополь - Москва и Москва - Хабаровск - Москва. После последнего полета в октябре 1941 г. на левом моторе были замечены дефекты. В мастерских ГВФ на левом моторе были заменены 2 поршня, 1 цилиндр и шарикоподшипник привода магнето. На правом моторе заменен 1 поршень и притёрты клапана. Левый мотор при опробовании в воздухе после этой переборки потряхивало и он дымил.
    Около 14 часов на аэродром прибыл тов. Картушев, который намеревался пилотировать самолет, и получил от оперативного дежурного ВВС разрешение на полет. Запустив моторы, он в течение 30 минут опробовал их на земле на всех режимах, затем вырулил на старт. Во время предполетного осмотра и опробования моторов на земле и при рулении на старт моторы работали нормально. На борту находились бортмеханик и главный инженер МАГОН.
    После выруливания на старт прибыл начальник Центрального аэродрома и доложил тов. Картушеву, что состояние погоды ухудшилось, просил его отложить полет и указал, что имеется запрещение ВВС на полеты в связи с ухудшением погоды. Картушев после этого требования начальника аэродрома вышел из самолета и по телефону стартовой команды ВВС получил разрешение на вылет от начальника штаба Центрального аэродрома.
    По показаниям Картушева и очевидцев, взлет был произведен нормально, моторы работали нормально. На высоте 90-100 м в момент перевода винтов на большой шаг отказал левый мотор. Самолет резко развернуло влево. После крутого левого разворота он вошел в штопор, задел за верхушки деревьев, упал на землю в Петровском парке за зданием академии ВВС и загорелся. Вытаскивали людей из самолета и тушили пожар, забрасывая огонь снегом, находившиеся рядом с местом падения красноармейцы. Главный инженер МАГОН и бортмеханик погибли. Тов. Картушев тяжело ранен (перелом правой руки, сильные ушибы тела и головы). Он был вытащен из самолета и доставлен в Боткинскую больницу.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Lockheed L-14 Super Electra
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3453
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС неизвестна
Заводской номер ВС неизвестен
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 3128 3129


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Испытательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московская авиационная группа особого назначения ГВФ (МАГОН ГВФ)
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Пункт назначения Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Начальный пункт маршрута Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Конечный пункт маршрута Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явился отказ левого мотора в момент перевода винтов на большой шаг. Быстрая потеря высоты полета в момент отказа мотора не дала возможности вывести самолет из чрезвычайно трудного положения. Пилот, не имея практики полета на одном моторе на этом типе, не сумел вывести самолет из резкого левого крена. Летая в течение последних трех месяцев на самолетах ПС-84, пилот не производил тренировочных полетов на L-14 и не запрашивал разрешения начальника ГУ ГВФ на контрольный полет.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.