Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Красноярской воздушной трассы в районе Бердигестяха
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 марта 1943 г.
Время:  05:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Горный район, Шелогонский наслег, р-н с. Бердигестях
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л3913
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  3-й перегоночный полк КВТ
 


Описание
    Самолет 6-го транспортного полка КВТ прибыл в Якутск из Сеймчана 3 марта 1943 г. После посадки самолет был заправлен, произведен осмотр самолета и моторов. 4 марта самолет стоял на аэродроме. 5 марта проверка самолета производилась бортмехаником-стажером. Бортмеханик самолета явился на аэродром пьяным и пришел к самолету только после того, как неопытный бортмеханик-стажер при запуске сжёг электростартер правого мотора. Бортмеханик обратился к командиру корабля с просьбой сегодня не лететь, чтобы отремонтировать стартер и внимательно осмотреть машину, но командир корабля все же решил лететь, приказав запустить правый мотор вручную.
    Взлет на Олёкминск произведен в 04:05 мск. На борту находилось 6 пассажиров, 5 членов экипажа и 1290 кг груза. После взлета командир корабля, опробовав работу моторов переключением магнето, обнаружил, что левый мотор дает перебои при работе на втором магнето, и высказал мнение о возврате в Якутск. Бортмеханик сказал: «Пролетим еще минут 10, может быть разработается». По истечении 10 минут при повторной проверке переключением магнето левый мотор работал нормально. После этого находившийся в нетрезвом состоянии бортмеханик ушел спать в пассажирскую кабину, а свою работу поручил стажеру.
    Командир корабля выполнял полет не по трассе через Покровское, а напрямую, с курсом 271°, на высотах 200-150-50 м, то есть, он отклонился от трассы до 100-150 км. Через 15-20 минут полета самолет вошел в полосу сильного снегопада. В 04:23 бортрадист уже не слышал пеленгатор а/п Якутск. О потере связи он доложил командиру корабля. Полет проходил в снегопаде при температуре воздуха -10°С. По показаниям бортмеханика-стажера, через 50-55 минут полета правый мотор начал давать перебои в работе, сдав до 150 об/мин с выхлопами в карбюратор. С 04:50 до 05:07 бортрадист передавал в Олекминск: «Плохо работает правый мотор, следите за мной». Связи с радиопеленгатором Якутска по-прежнему не было. Командир корабля принял решение возвратиться в Якутск и вызвал бортмеханика из пассажирской кабины. Через 5-10 минут после этого начал давать перебои в работе и левый мотор, также с выхлопами в карбюратор. Самолет, летевший на малой высоте, пошел на снижение. Перед касанием деревьев бортмеханик выключил зажигание. Самолет задел деревья левым крылом, обломив консоль, а затем с большим левым креном врезался в деревья и землю и развернулся на 180°. Фюзеляж переломился пополам. Командир корабля и второй пилот погибли в момент удара. Тяжело раненый бортмеханик умер на 10-ы сутки. Бортрадист получил перелом ноги. Один пассажир получил перелом, остальные пассажиры, кроме одного, и стажер получили легкие ранения и ушибы. Выжившие пассажиры и бортмеханик были спасены на 11 день, когда один из пассажиров дошел до ближайшего поселка.
    Катастрофа произошла в 05:20 мск в Шелотонском наслеге Горного района Якутской АССР.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 3
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3913
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1941
Заводской номер ВС 1841204
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 3-й перегоночный полк КВТ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Олёкминск
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Олёкминск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Непосредственной причиной катастрофы явился отказ одного, затем второго моторов при полете на малой высоте 50-150 м.
    2) Истинную причину отказа моторов установить не удалось. Наиболее вероятной причиной явилось забивание сетки карбюраторов хлопьями снега при температуре воздуха, близкой к обледенению, что при неправильном пользовании подогревом карбюраторов привело к обледенению диффузоров карбюраторов.
    Второй предположительной причиной отказа моторов является неправильное применение подогрева карбюраторов бортмехаником-стажером и командиром корабля.
    Косвенными причинами катастрофы являются:
    а) неправильное решение командира корабля производить полет на малой высоте над тайгой, не по трассе и в плохих метеоусловиях, при информации о перебоях в работе правого мотора и отсутствии связи;
    б) исключительно низкое техническое руководство подготовкой самолета бортмехаником, находившимся в нетрезвом состоянии, и передоверка им подготовки самолета неопытному стажеру;
    в) низкое руководство выпуском самолетов малоопытным дежурным по аэродрому Якутск.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.