Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104Б международной авиагруппы ГВФ в а/п Шереметьево
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 октября 1962 г.
Время:  10:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Москва (Шереметьево)
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  CCCP-42495
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао
 


Описание
    С 15 по 24 октября самолет проходил техническое обслуживание в ЛЭРМ а/п Шереметьево по регламентам 1 000 ч налета и 100 часов работы двигателей. В числе других работ выполнялся демонтаж штурвальных колонок для проверки технического состояния элементов проводки управления элеронами (тросов и цепей). Работу выполнял авиатехник. Контролировать качество работ должны были начальник смены цеха №1 и инженер ОТК ЛЭРМ.
    После выполнения работ был назначен контрольно-испытательный полет. Фактическая погода на момент взлета была – облачность верхняя 5 баллов, слоисто-кучевая, видимость 30 км. Экипаж 207 авиаотряда производил взлет с МК=248°. После нормального разбега длиной 1 550-1 600 м в 10:33 самолет оторвался от ВПП и начал уходить со взлетного курса влево с прогрессирующим левым креном. На удалении 800 м от точки отрыва по курсу взлета и в 175 м от левой границы ВПП самолет с креном около 90° задел левой плоскостью крыла о землю. Затем, пролетев около 200 м, развернулся относительно продольной оси до угла около 150° и ударился о землю среди деревьев в лесу. Самолет полностью разрушился и сгорел. Весь экипаж и 6 техников ЛЭРМ, взятых на борт, погибли. В момент столкновения с землей закрылки были отклонены на 10°, шасси выпущены, триммеры РВ, РН и элеронов находились в нейтральном положении. В течение 9-11 сек самолет развернулся на 150°.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42495
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.09.1960
Заводской номер ВС 021703
Наработка ВС (часы) 1966
Наработка ВС (циклы) 881
Силовая установка А 5210241 А 5210224


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Облет ВС
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Шереметьево)
Пункт назначения Москва (Шереметьево)
Начальный пункт маршрута Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута Москва (Шереметьево)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Монтаж тросовой проводки системы управления элеронами, идущей от обеих штурвальных колонок к секторным качалкам, выполнен неправильно, что приводило к обратному направлению отклонения элеронов. Таким образом, при нормальных действиях летчика, направленных на устранение крена элеронами, происходило прогрессивное развитие этого крена. В условиях малой высоты от земли и быстротечности развития событий после отрыва самолета экипаж был лишен возможности определить дефект поперечного управления самолетом и предотвратить катастрофу.
    Главная причина катастрофы – невыполнение техническим составом ЛЭРМ требований Регламента технического обслуживания.
    Авиатехник проявил халатность, допустил нарушение технологии работы и регламента и не выполнил обязательную проверку соответствия отклонения элеронов направлению отклонения штурвальной колонки.
    Начальник смены проделанную работу не проверил. Смена выполняла подобную работу впервые, но не была проинструктирована о порядке выполнения и контроля указанных операций начальником цеха №1 или главным инженером.
    Инженер ОТК нарушил элементарный порядок контроля. При этом он также впервые допускался к контролю выполнения этой операции и не получил соответствующего инструктажа от начальника ОТК ЛЭРМ или инженера ЛЭРМ.
    Командир корабля нарушил РЛЭ, не выполнив при предполетной подготовке проверки отклонения элеронов, а также допустил пребывание в контрольно-испытательном полете лиц, не связанных с выполнением служебных обязанностей в полете и не внесенных в задание на полет.
    Сопутствующая причина: Конструкция деталей проводки управления Ту-104 и маркировка тросов управления не исключают возможности их неправильного монтажа на самолете.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.