 |
 |
 |
Катастрофа Ту-104Б международной авиагруппы ГВФ в а/п Шереметьево |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 25 октября 1962 г.
Время: 10:33
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Москва (Шереметьево)
Тип ВС: Ту-104Б
Регистрация ВС: CCCP-42495
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао
|
|
|
 |
|
Описание |
С 15 по 24 октября самолет проходил техническое обслуживание в ЛЭРМ а/п Шереметьево по регламентам 1 000 ч налета и 100 часов работы двигателей. В числе других работ выполнялся демонтаж штурвальных колонок для проверки технического состояния элементов проводки управления элеронами (тросов и цепей). Работу выполнял авиатехник. Контролировать качество работ должны были начальник смены цеха №1 и инженер ОТК ЛЭРМ.
После выполнения работ был назначен контрольно-испытательный полет. Фактическая погода на момент взлета была – облачность верхняя 5 баллов, слоисто-кучевая, видимость 30 км. Экипаж 207 авиаотряда производил взлет с МК=248°. После нормального разбега длиной 1 550-1 600 м в 10:33 самолет оторвался от ВПП и начал уходить со взлетного курса влево с прогрессирующим левым креном. На удалении 800 м от точки отрыва по курсу взлета и в 175 м от левой границы ВПП самолет с креном около 90° задел левой плоскостью крыла о землю. Затем, пролетев около 200 м, развернулся относительно продольной оси до угла около 150° и ударился о землю среди деревьев в лесу. Самолет полностью разрушился и сгорел. Весь экипаж и 6 техников ЛЭРМ, взятых на борт, погибли. В момент столкновения с землей закрылки были отклонены на 10°, шасси выпущены, триммеры РВ, РН и элеронов находились в нейтральном положении. В течение 9-11 сек самолет развернулся на 150°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
6 |
6 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-104Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-42495 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
13.09.1960 |
Заводской номер ВС |
021703 |
Наработка ВС (часы) |
1966 |
Наработка ВС (циклы) |
881 |
Силовая установка |
А 5210241 А 5210224 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Облет ВС |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Шереметьево) |
Пункт назначения |
Москва (Шереметьево) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Монтаж тросовой проводки системы управления элеронами, идущей от обеих штурвальных колонок к секторным качалкам, выполнен неправильно, что приводило к обратному направлению отклонения элеронов. Таким образом, при нормальных действиях летчика, направленных на устранение крена элеронами, происходило прогрессивное развитие этого крена. В условиях малой высоты от земли и быстротечности развития событий после отрыва самолета экипаж был лишен возможности определить дефект поперечного управления самолетом и предотвратить катастрофу.
Главная причина катастрофы – невыполнение техническим составом ЛЭРМ требований Регламента технического обслуживания.
Авиатехник проявил халатность, допустил нарушение технологии работы и регламента и не выполнил обязательную проверку соответствия отклонения элеронов направлению отклонения штурвальной колонки.
Начальник смены проделанную работу не проверил. Смена выполняла подобную работу впервые, но не была проинструктирована о порядке выполнения и контроля указанных операций начальником цеха №1 или главным инженером.
Инженер ОТК нарушил элементарный порядок контроля. При этом он также впервые допускался к контролю выполнения этой операции и не получил соответствующего инструктажа от начальника ОТК ЛЭРМ или инженера ЛЭРМ.
Командир корабля нарушил РЛЭ, не выполнив при предполетной подготовке проверки отклонения элеронов, а также допустил пребывание в контрольно-испытательном полете лиц, не связанных с выполнением служебных обязанностей в полете и не внесенных в задание на полет.
Сопутствующая причина: Конструкция деталей проводки управления Ту-104 и маркировка тросов управления не исключают возможности их неправильного монтажа на самолете. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|