Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104Б в районе Софии (Болгария)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июня 1962 г.
Время:  05:33
Страна:  Болгария
Место происшествия:  г. Мургаш, 27 км северо-восточнее а/п Софии
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  СССР-42491
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао
 


Описание
    Экипаж 207 авиаотряда выполнял полет по перевозке груза фруктов весом 13 516 кг (черешня – 12 108 кг, клубника – 1 408 кг). Фактическая погода при взлете была: облачность 3 балла, 700 м, ветер 290° 15 м/с. Взлет с МК=275° произведен в 06:24 мск (05:24 мест вр). В середине первого разворота на высоте около 400 м КВС доложил о наличии неисправности матчасти и решил заходить на посадку. Диспетчер дал указание заходить на посадку правым кругом. Через 30 сек КВС, находясь во втором развороте с креном 5-6°, доложил: «Сейчас выключаю двигатель и сливаю горючее, захожу на посадку». Спустя 44 сек КВС доложил, что идет с остановленным двигателем. К этому времени, вследствие вынужденно затянутого разворота, самолет приближался к кромке облачности, располагавшейся над горной местностью к северу от аэропорта «Враждебна». Продолжая разворот на курс 95°, самолет вошел в облака, о чем КВС доложил диспетчеру по его запросу на высоте 800 м. Войдя в облачность, КВС запросил, видят ли его по обзорному радиолокатору. Диспетчер ответил, что нет, поскольку радиолокатор не работает. После завершения второго разворота и подтверждения КВС пролета траверза ДПРС самолет продолжал полет в облаках на одном двигателе с небольшим набором высоты с курсом 95° до получения команды о взятии курса на Вакарел. Команда последовала за 1 минуту 13 сек до катастрофы, когда самолет занимал высоту 850 м. За 6 сек до катастрофы, когда самолет находился в развороте, КВС доложил: «высота 900, курс на Вакарел беру». На этом связь прекратилась. Через 9 минут 36 сек после взлета самолет столкнулся с безлесым склоном горы Мургаш (превышение 1 150 м над уровнем аэродрома) ниже вершины на 250 м, находясь на МК=132° с выпущенными шасси при большом угле тангажа и правом крене, в 27 км северо-восточнее аэропорта «Враждебна». Самолет полностью разрушился и сгорел.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42491
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.08.1960
Заводской номер ВС 021604
Наработка ВС (часы) 1404
Наработка ВС (циклы) 628
Силовая установка А 5140114 А 5120033


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета София
Пункт назначения Одесса
Начальный пункт маршрута София
Конечный пункт маршрута Москва (Шереметьево)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось уклонение от установленной схемы маневра после взлета с МК=275°, в связи с чем самолет при полете на одном двигателе вошел в развороте в облачность в горной местности. Уклонение было вызвано сложной обстановкой после отказа материальной части, вынудившей экипаж выключить левый двигатель. Сложная обстановка определялась следующими факторами:
    а) необходимостью в течение ограниченного времени определить характер отказа матчасти, принять решение о выключении двигателя и произвести слив топлива для последующего захода на посадку
    б) отсутствием на аэродроме радиолокационного оснащения для обеспечения захода на посадку в СМУ
    в) недостаточно активным и четким руководством полетом со стороны диспетчера КДП.
    Указанные факторы способствовали тому, что маневр разворота в сторону гор получился слишком растянутым и, войдя в связи с этим на развороте в облачность, КВС продолжил полет в облаках с курсом, обратным посадочному, в опасной близости от горной местности вплоть до столкновения с препятствием.
    Причина отказа левого двигателя не установлена.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.