|
|
|
Катастрофа Ту-104Б в районе Софии (Болгария) |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 июня 1962 г.
Время: 05:33
Страна: Болгария
Место происшествия: г. Мургаш, 27 км северо-восточнее а/п Софии
Тип ВС: Ту-104Б
Регистрация ВС: СССР-42491
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 207 авиаотряда выполнял полет по перевозке груза фруктов весом 13 516 кг (черешня – 12 108 кг, клубника – 1 408 кг). Фактическая погода при взлете была: облачность 3 балла, 700 м, ветер 290° 15 м/с. Взлет с МК=275° произведен в 06:24 мск (05:24 мест вр). В середине первого разворота на высоте около 400 м КВС доложил о наличии неисправности матчасти и решил заходить на посадку. Диспетчер дал указание заходить на посадку правым кругом. Через 30 сек КВС, находясь во втором развороте с креном 5-6°, доложил: «Сейчас выключаю двигатель и сливаю горючее, захожу на посадку». Спустя 44 сек КВС доложил, что идет с остановленным двигателем. К этому времени, вследствие вынужденно затянутого разворота, самолет приближался к кромке облачности, располагавшейся над горной местностью к северу от аэропорта «Враждебна». Продолжая разворот на курс 95°, самолет вошел в облака, о чем КВС доложил диспетчеру по его запросу на высоте 800 м. Войдя в облачность, КВС запросил, видят ли его по обзорному радиолокатору. Диспетчер ответил, что нет, поскольку радиолокатор не работает. После завершения второго разворота и подтверждения КВС пролета траверза ДПРС самолет продолжал полет в облаках на одном двигателе с небольшим набором высоты с курсом 95° до получения команды о взятии курса на Вакарел. Команда последовала за 1 минуту 13 сек до катастрофы, когда самолет занимал высоту 850 м. За 6 сек до катастрофы, когда самолет находился в развороте, КВС доложил: «высота 900, курс на Вакарел беру». На этом связь прекратилась. Через 9 минут 36 сек после взлета самолет столкнулся с безлесым склоном горы Мургаш (превышение 1 150 м над уровнем аэродрома) ниже вершины на 250 м, находясь на МК=132° с выпущенными шасси при большом угле тангажа и правом крене, в 27 км северо-восточнее аэропорта «Враждебна». Самолет полностью разрушился и сгорел.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-104Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-42491 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.08.1960 |
Заводской номер ВС |
021604 |
Наработка ВС (часы) |
1404 |
Наработка ВС (циклы) |
628 |
Силовая установка |
А 5140114 А 5120033 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Международная группа МУТА ГВФ , 207 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
София |
Пункт назначения |
Одесса |
Начальный пункт маршрута |
София |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось уклонение от установленной схемы маневра после взлета с МК=275°, в связи с чем самолет при полете на одном двигателе вошел в развороте в облачность в горной местности. Уклонение было вызвано сложной обстановкой после отказа материальной части, вынудившей экипаж выключить левый двигатель. Сложная обстановка определялась следующими факторами:
а) необходимостью в течение ограниченного времени определить характер отказа матчасти, принять решение о выключении двигателя и произвести слив топлива для последующего захода на посадку
б) отсутствием на аэродроме радиолокационного оснащения для обеспечения захода на посадку в СМУ
в) недостаточно активным и четким руководством полетом со стороны диспетчера КДП.
Указанные факторы способствовали тому, что маневр разворота в сторону гор получился слишком растянутым и, войдя в связи с этим на развороте в облачность, КВС продолжил полет в облаках с курсом, обратным посадочному, в опасной близости от горной местности вплоть до столкновения с препятствием.
Причина отказа левого двигателя не установлена. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|