Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа DC-3 1-й АТД ГВФ в а/п Саратов
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 мая 1943 г.
Время:  16:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Саратов
Тип ВС:  Douglas DC-3
Регистрация ВС:  URSS-B
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я АТД ГВФ
 


Описание
    Экипаж 1-го авиаполка 1 АТД ГВФ выполнял рейс по заданию ГУ ГВФ по маршруту Внуково - Баку - Внуково с посадками в Саратове и Астрахани. Прибыв из Баку в 15:05 в Саратов, самолет был заправлен, моторы опробованы. Старт на аэродроме при наличии восточного ветра 3 м/с был выложен строго против ветра. Взлет с данным стартом усложнялся наличием препятствия в 500 м за границей летного поля - возвышенности высотой 8 м с расположенными на ней телеграфными столбами высотой 10-12 (общая высота препятствия 18-20 м над уровнем аэродрома).
    В 16:15 экипаж произвел взлет строго против ветра. Пилотировал с левого сиденья второй пилот, который вывозился командиром корабля (рейс был завершающим в его тренировке). На борту находилось 16 пассажиров, 4 члена экипажа и 553 кг груза. Разбег самолета был несколько увеличен в силу возвышения аэродрома по полосе взлета. В результате самолет оторвался в конце рабочей полосы летного поля. После выдерживания при наборе высоты второй пилот начал производить разворот влево с креном до 30° на высоте не выше 10-15 м. Командир корабля, по показаниям бортмеханика, крикнул: «Что ты делаешь, разобьемся!», схватил штурвал и дал вправо с целью вывести самолет из левого крена. При наличии недостаточной скорости для быстрого реагирования на рули самолет, уменьшив крен, свалился на землю, зацепив ее левым крылом и левым винтом, затем перешел на нос. От этого удара оторвался левый мотор и подмялась передняя носовая часть фюзеляжа. Затем самолет ударился о землю правым мотором, который тоже отвалился. Поскольку зажигание не было выключено, оба мотора загорелись. Самолет протащило около 20 м от места первого удара о землю. Он остановился, уткнувшись левой мотогондолой и разрушенной пилотской кабиной в земляной вал. Второй пилот погиб, командир корабля тяжело ранен, бортмеханик ранен, один пассажир сломал ногу, остальные пассажиры получили ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 16 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas DC-3
Регистрационный номер (id) ВС URSS-B
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1938
Заводской номер ВС 2035
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я АТД ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Саратов
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Баку
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось неправильное решение в направлении взлета при наличии препятствий в полосе взлета. Взлет должен был производиться с боковым ветром в сторону открытых подходов, на северо-восток. Ветер 3 м/с под углом 45° совершенно не усложнял взлета.
    Непосредственной причиной катастрофы явилась растерянность экипажа на взлете и ошибка пилотирования, допущенная вторым пилотом, выразившаяся в неуверенности перетянуть препятствие и в принятии решения отвернуть влево. Командир корабля передоверил усложненный взлет второму пилоту и не принял своевременных мер по исправлению его ошибки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.