Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104Б Восточно-Сибирского управления ГВФ в районе Иркутска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 июля 1963 г.
Время:  05:06
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, близ Иркутска
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  СССР-42492
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ
Рейс:  012
 


Описание
    Самолет Восточно-Сибирского территориального управления ГВФ выполнял рейс №012 Пекин-Москва. Им управлял экипаж 207 авиаотряда Международной авиагруппы МУТА ГВФ. На борту находились 27 пассажиров, в том числе 7 детей – граждане 7 государств (Албания - 7, СССР - 5, ЧССР – 5, КНР – 3, Колумбия - 3, ГДР - 2, Польша – 2).
    Взлет в Пекине произведен в 02:49 мск. Прогноз погоды в Иркутске (03:00-09:00), полученный экипажем перед взлетом, был: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, 200-300 м. До 04:00 облачность 4-7 баллов слоисто-дождевая 100-200 м. Средняя облачность 5-10 баллов, 2 000 – 2 500 м, верхняя облачность 5-10 баллов 6 000 – 7 000 м. Видимость 4-10 км, дождь, ветер северо-северо-западный 7-10 м/с.
    Эшелон полета задан 9 000 м. По разрешению ГРДП Иркутска экипаж произвел снижение и вышел в район Голоустное на высоте 3 900 м. В 04:54 экипаж доложил на КДП о пролете Голоустного и получил разрешение на дальнейшее снижение до 2 100 м, заход на посадку с прямой с МК=294° и метеоусловия – облачность 10/10 слоисто-дождевая, разорвано-дождевая 130 м по прибору, борты дают 160-170 м, слабый дождь, видимость 3 500 м, ветер 300° 8 м/с, полоса мокрая, давление 712,5 мм рт.ст.
    Продолжая снижение, в 05:00:30 экипаж доложил старту (ДПСП) высоту 1 200 м и снижение до 800 м. Диспетчер ДПСП передал удаление – 30 км и подтвердил ранее полученные условия посадки. В 05:03 ДПСП передал: «Удаление 13 км, правее 150 м, возьмите курс 292°, пока без снижения» (самолет был на высоте 500 м). В 05:04 ДПСП передал: «Удаление 9 км, возьмите курс 292°, опять вправо уклонились, снижайтесь на дальнюю 280 м». В 05:04:21: «Удаление 7 км, увеличьте скорость снижения на полметра, выше глиссады». В 05:04:35: «Удаление 6 км, увеличьте скорость снижения на полметра, выше глиссады». Экипаж подтвердил. Это было последнее сообщение с борта. В 05:04:40 диспетчер ДПСП передал: «Удаление 5 км, на курсе, на глиссаде сию». В 05:05:25 диспетчер увидел на индикаторе ПРЛ после отметки удаления 3 км резкое снижение и передал «Резко не снижайтесь, прекратите снижение!» После этого отметка самолета пропала. После пролета ДПРМ экипаж допустил чрезмерное увеличение вертикальной скорости, продолжил снижение ниже глиссады, пытаясь преждевременно выйти из облаков на визуальный полет. В результате в условиях низкой облачности около 100 м, ограниченной видимости из-за выпадения осадков и усложненного рельефа местности, на удалении 2 450 м от начала ВПП (между ДПРМ и БПРМ) на высоте 63 м от ее уровня самолет стойкой шасси и правым внутренним закрылком задел 7-ю опору огней высокой интенсивности. Затем обеими тележками основных шасси и хвостовой пятой он ударился о встречный склон возвышенности, отделился, и, пролетев около 700 м с левым креном и разворотом, упал на левое крыло, разрушился и сгорел на удалении 1 880 м от начала ВПП и левее ее оси 240 м. При этом была разрушена 8-я опора ОВИ. Выжили два советских пассажира. Остальные пассажиры и все члены экипажа погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 27 25
На земле   0
Всего погибших 33


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42492
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.08.1960
Заводской номер ВС 021605
Наработка ВС (часы) 2497
Наработка ВС (циклы) 1138
Силовая установка А5210191 А5230148


Сведения о рейсе

Номер рейса 012
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пекин
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Пекин
Конечный пункт маршрута Москва (Шереметьево)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы госкомиссии: Организация и руководство полетами осуществлялись с грубыми нарушениями НПП ГА-58 и инструкции по руководству движением самолетов. Прием самолета производился на закрытый аэродром при высоте облачности 120-130 м, значительно ниже установленного минимума погоды. На борт самолета переданы завышенные данные о высоте облачности, значительно отличающиеся от фактической высоты, измеренной на старте. РП дал указание о приеме самолетов на закрытый аэродром при погоде ниже установленного минимума. Диспетчер КДП – вместо направления на запасной аэродром дал разрешение на заход на посадку. Диспетчер ДПСП – дал разрешение на посадку и передал несоответствующие фактическим данные о погоде, измеренной метеонаблюдателем на старте. КВС, получив разноречивые данные о погоде, не проанализировал их, не запросил фактическую высоту облачности и принял решение о посадке, не зная фактических метеоусловий на аэродроме. При заходе на посадку он строго не выдерживал глиссаду над сложным рельефом местности. В данных условиях вертикальная скорость должна быть 5-6 м/с. Фактически она была 10 м/с, что потребовало дросселирование двигателей до малого газа. После выхода из облачности самолет оказался на высоте 110-120 м (истинная высота над местностью 60-70 м). При существующей приемистости двигателей от 7 до 13 секунд запаса высоты для вывода самолета из крутого снижения оказалось недостаточно, т.к. он имеет просадку 60-80 м. КВС не принял решения об уходе на второй круг при достижении высоты своего минимума погоды и продолжил снижение в нарушение НПП ГА-58. В последний момент экипаж пытался предотвратить столкновение с землей значительным увеличением угла атаки. Фактическая погода на месте происшествия: облачность 10 баллов, 110-120 м, горизонтальная видимость 3,5 км.
    Прокуратурой было возбуждено уголовное дело, а смена диспетчеров взята под стражу. Решением прокуратуры была назначена комплексная техническая экспертиза, которая полностью опровергла выводы о виновности экипажа и диспетчеров. Обвинения в нарушении установленного минимума погоды с экипажа и смены диспетчеров были сняты. По выводам экспертизы вероятной причиной резкого снижения самолета явилось попадание воды в статическую проводку и, как следствие, неправильные показания основных приборов горизонтальной и вертикальной скорости и высоты, что привело к потере скорости на глиссаде и дальнейшему развитию аварийной ситуации, с которой экипаж уже справиться не смог.
    Этот же вывод подтвержден ГОС НИИ ГВФ: резкое снижение началось на заданной глиссаде планирования с расстояния 3 км от ВПП с высоты 230 м. Точка первого соприкосновения самолета с землей соответствует нормальной высоте полета по глиссаде 190 м, т.е. самолет коснулся земли в точке, где при минимуме погоды №1 должно оставаться еще 30 м высоты до выхода из облачности (минимум №1- 160 м). Над местом катастрофы, согласно выводам метеорологической подкомиисии, высота облачности соответствовала минимуму №1. Снижение с вертикальной скоростью 10 м/с могло быть лишь при скорости полета не более 150 км/ч, что невозможно для данного типа. Преднамеренное снижение самолета с такой скоростью невозможно, т.к. является сознательным его вводом в аварийную ситуацию.
    Уголовное дело против смены диспетчеров было прекращено в связи с тем, что их действия не являлись причиной катастрофы. Однако смена диспетчеров виновна в не направлении самолета на запасной аэродром и передаче завышенной высоты облачности экипажу, в связи с чем они были уволены со службы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.