Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 4-го ОАП ГВФ на Центральном аэродроме г. Москвы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 марта 1943 г.
Время:  17:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л3440
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  4-й ОАП ГВФ
 


Описание
    Экипаж 4-го ОАП ГВФ выполнял рейс по маршруту Москва - Хвойная. На борту находилось 9 пассажиров и 1524 кг груза. Полетный вес составлял 11794 кг.
    Взлет с Центрального аэродрома г. Москва произведен в 17:00. После взлета самолет набрал по прямой высоту 100 м, накренился влево и начал производить разворот с выходом на аэродром. Над лесом был убран газ, затем выпущены шасси. Самолет со снижением пошел на посадку, не выпустив щитков. Направление посадки было поперек старта, с попутным ветром. Находясь над серединой аэродрома на высоте 15-20 м, видя впереди самолеты, стоящие на границе летного поля, пилот начал разворот влево при большом крене, стремясь избежать столкновения с ними. Самолет, не имея достаточной скорости, скользнул на крыло, ударился левой плоскостью о землю с последующим переходом на нос. Ударом разрушена пилотская кабина и радиорубка. Опустившись на хвост, самолет прокатился около 70 м и остановился у границы летного поля в 30 м от стоявших самолетов. При опускании на хвост фюзеляж переломился по входную дверь, установка хвостового колеса разрушилась.
    Второй пилот и бортмеханик погибли. Командир корабля и бортрадист тяжело ранены. Бортстрелок и 1 пассажир легко ранены. остальные пассажиры невредимы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 2
Пассажиры 9 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3440
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.01.1941
Заводской номер ВС 7519
Наработка ВС (часы) 1977
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 21032 2616


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 4-й ОАП ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Пункт назначения Хвойная
Начальный пункт маршрута Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Конечный пункт маршрута Хвойная


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что после взлета бортмеханик обнаружил увеличение температуры и снижение давления левого мотора, о чем доложил командиру корабля и стал убирать газ левому мотору для сохранения его работы. Самолет от несимметричной тяги развернуло влево с креном. Командир корабля резко вывел самолет из левого крена и принял решение на посадку на аэродроме, для чего продолжил разворачиваться на аэродром. Так как самолет шел с убранным газом мотора со снижением, командир корабля приказал бортмеханику увеличить наддув. Боясь полного отказа мотора, командир корабля не решился зайти для нормальной посадки со стороны города и, убрав газ, развернулся над лесом для посадки по ветру. Бортмеханик, услышав сирену при сбавлении газа, выпустил шасси. Не использовав щитки и совершая посадку по ветру, пилот допустил ошибку в расчете, выйдя над центром аэродрома на высоте 15-20 м. Видя, что посадка по ветру с такой высоты неизбежно приведет к столкновению с самолетами впереди, командир корабля, несмотря на предложение второго пилота уйти на второй круг, решил изменить направление посадки. Для этого он произвел глубокий разворот влево, одновременно увеличив мощность обоим моторам. Самолет, не имея достаточно скорости для разворота с таким креном, скользнул на левое крыло, задел им за землю и потерпел катастрофу.
    Комиссией также установлено, что в Москве было заправлено 900 кг горючего - полностью в почти пустой левый передний бензобак и дозаправлен правый передний бензобак. Остальное горючее оставалось от рейсов 26 и 27 марта Хвойная - Ленинград - Хвойная и Хвойная - Москва. Таким образом, в левом переднем бензобаке находилось горючее, заправленное в Москве, в правом переднем бензобаке - 140 кг заправленного в Москве и 620 кг заправленного на а/д Хвойная. В остальных баках находилось горючее, заправленное на а/д Хвойная. Анализ проб топлива из правого переднего бензобака показал его несоответствие октановому числу (85-86). Топливо из левого переднего бака соответствует ТУ. Таким образом, на а/д Хвойная самолет был заправлен некондиционным бензином.
    Левый мотор самолета систематически имел несколько повышенную температуру входящего масла 80°С и пониженное давление 4 кг/см2. Перегрев масла у моторов данной серии явление общее и устранение его в зимних условиях обычно производится соответствующим подбором маслорадиатора, что и делалось два раза за последнее время.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является неправильное решение командира корабля произвести посадку по ветру при работавших без перебоев моторах и боявшегося выполнить нормальную посадку на посадочную полосу с заходом со стороны города. При производстве посадки по ветру командир корабля не использовал щитков, отчего расчет на посадку получился неверным.
    Способствующей причиной является заправка самолета некондиционным горючим на а/д Хвойная. Вследствие низкого октанового числа горючего мотор начал нагреваться, что повлияло на ранее имевшуюся у мотора повышенную температуру входящего масла и вызвало снижение его давления, что заставило командира корабля принять решение о возврате самолета на аэродром.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.