Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104Б ЗС УГВФ в Свердловске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 марта 1961 г.
Время:  13:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Нижнеисетский пруд, Свердловск
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  СССР-42438
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ
Рейс:  068
 


Описание
    Экипаж 204 авиаотряда реактивных самолетов принял управление самолетом в Новосибирске и выполнил полет до аэропорта «Кольцово» без происшествий. После короткой стоянки в 13:08 был произведен взлет с МК=270°. На высоте 130-150 м произошел отказ правого двигателя при изменении режима работы со взлетного на номинальный. Возникла сильная вибрация фюзеляжа. Экипаж не имел возможности определить на слух или по показаниям приборов, какой двигатель не исправен из-за сильной вибрации приборной доски. КВС-стажер пытался поочередным переводом РУД в положение малого газа определить на слух, какой двигатель отказал. Он случайно перевел РУД левого двигателя за защелку «выключено». Левый двигатель выключился. Не имея запаса высоты и времени для запуска левого двигателя, в условиях быстрой потери высоты экипаж принял решение о вынужденной посадке на Нижнеисетский пруд, находившийся справа от курса. Выполнив правый разворот примерно на 90° со снижением, самолет пролетел под ЛЭП, протянутой над прудом между его западным и восточным берегами. Киль оборвал провода. Через несколько десятков метров от ЛЭП самолет совершил посадку на лед на повышенной скорости с убранными шасси и закрылками примерно в 9 100 – 9 200 м от аэропорта «Кольцово». Первое касание было левой плоскостью. Самолет проскользил на фюзеляже по льду 870 м, иногда пересекая полыньи. Затем он выскочил на берег. Сначала самолет столкнулся с группой деревьев недалеко от кромки берега. Затем правой плоскостью он разрушил часть первого этажа двухэтажного здания дома отдыха, а левой плоскостью почти одновременно разрушил деревенский дом. Правая плоскость отделилась от фюзеляжа и осталась в разрушенном здании. Продолжив движение вглубь берега, самолет столкнулся с другой группой деревьев и остановился в 350 м от пруда и в 1 220 м от точки первоначального касания с поверхностью. Фюзеляж раскололся на три части – от носа до 26 шпангоута – от 26 до 42 шпангоута и от 42 шпангоута до хвоста. Все три части фюзеляжа лежали неподалеку друг от друга. Передняя часть фюзеляжа перевернулась на 180°. Пожара не было. Погибли КВС и КВС-стажер, 3 пассажира и двое отдыхающих дома отдыха. Бортрадист и 15 пассажиров не пострадали. Остальные получили различные ранения.
    Погода: облачность 8-10 баллов, кучево-дождевая, 1 000 м, видимость – 20 км.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 2
Пассажиры 41 3
На земле   2
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42438
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.07.1959
Заводской номер ВС 920805
Наработка ВС (часы) 1600
Наработка ВС (циклы) 789
Силовая установка А 912060 А 1022170


Сведения о рейсе

Номер рейса 068
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Ленинград (Пулково)
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Ленинград (Пулково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явился обрыв лопатки №54 2-й ступени турбины правого двигателя из-за развития усталостной трещины по первому пазу замка лопатки, что является следствием недостаточной конструктивной прочности лопаток с геометрией замка 2-й серии.
    Сопутствующая причина – ошибочное выключение левого двигателя.
    В особом мнении представители конструкторского бюро и завода-изготовителя двигателей настаивают, что основной причиной было ошибочное выключение исправного двигателя, а не отказ правого двигателя, т.к., по их мнению, самолет мог продолжать полет и совершить посадку на одном двигателе.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.