Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Сыктывкарской отд авиагруппы ГВФ близ Сыктывкара
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 июля 1960 г.
Время:  12:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, Вилегодский район, 87 км юго-западнее а/п Сыктывкар
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-61696
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Сыктывкарская отдельная авиагруппа ГВФ, 75 ао
Рейс:  613
 


Описание
    Экипаж 75 авиаотряда произвел взлет в а/п Череповец в 10:31. Прогноз погоды по маршруту с 10:40 до 14:00 был следующим: облачность 6-9 баллов, мощно-кучевая и кучево-дождевая высотой 600-1000 м, грозовое положение. Видимость 4-10 км. Прогноз погоды по а/п Сыктывкар с 12:00 до 15:00 был – облачность 6-9 баллов, кучево-дождевая и мощно-кучевая высотой 600-1000 м, видимость 4-10 км. Эшелон полета был установлен 3 000 м. В 10:54 экипаж доложил пролет Вологды визуально на заданном эшелоне. В 11:23 экипаж доложил пролет Тотьмы на высоте 3 000 м сверх облаков. В 11:51 экипаж установил связь с КДП а/п Сыктывкар и доложил: «3 000 визуально, скорость 360, расчетное время Сыктывкар – 12:40». В 11:57 экипаж доложил в Череповец: «пролет Вел. Устюга, 3 000 м визуально, скорость 370». В 12:20 экипаж доложил КДП Сыктывкара о входе в район аэропорта. Диспетчер КДП передал давление аэродрома, прямой пеленг 240°, расстояние 100 км и указание подходить визуально на высоте 300 м. Экипаж подтвердил. В 12:30 экипаж на вызов не ответил. Самолет в аэропорт не прибыл. Начатые поиски продолжались 11 суток. 31 июля в 11:00 самолет обнаружен в 87 км от аэропорта Сыктывкар в лесу на заданной линии пути близ границы Архангельской области и Коми АССР в 9 км южнее оз. Кенозеро (координаты 61°20’ СШ 49°18’ ВД). Правое крыло с двигателем найдено в 70-80 м от фюзеляжа, что свидетельствует о его отделении в воздухе.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 19 19
На земле   0
Всего погибших 23


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-61696
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.03.1957
Заводской номер ВС 147001035
Наработка ВС (часы) 5505
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 2836216 Б 2946945


Сведения о рейсе

Номер рейса 613
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Сыктывкарская отдельная авиагруппа ГВФ, 75 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Череповец
Пункт назначения Сыктывкар
Начальный пункт маршрута Ленинград (Смольное)
Конечный пункт маршрута Сыктывкар


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено: при вылете из а/п Череповец РП передоверил организацию выпуска самолета малоопытному диспетчеру. Прогноз погоды по а/п Сыктывкар был принят радиооператором а/п Череповец с искажениями и пропусками в тексте. В результате в прогнозе, выданном экипажу, отсутствовала информация о грозе и кратковременном дожде. Начальник АМСГ а/п Череповец сомневался в достоверности прогноза по Сыктывкару, но не потребовал его вторичной передачи. Работники службы движения а/п Сыктывкар не проанализировали метеообстановку и не следили за фактической погодой в районе АДС и аэропорта. В результате при входе в АДС экипаж оказался в зоне интенсивной грозовой деятельности, о чем он не был заблаговременно предупрежден. Диспетчер КДП не потребовал от АМСГ данных о фактической и ожидаемой метеообстановке в районе аэропорта и в АДС. В результате он не передал экипажу о состоянии погоды, не запросил у экипажа фактическую метеообстановку и разрешил визуальное снижение до 300 м, не зная фактической погоды в районе снижения самолета. Дежурные синоптики АМСГ не передали на КДП полученные ими от станций кольца штормового оповещения данные об опасном явлении погоды – грозе, а диспетчер КДП их не потребовал. Экипаж самолета не имел достаточного опыта полетов при грозовой деятельности. Оказавшись в сложной обстановке, КВС по неопытности принял неправильное решение и в нарушение требований НПП ГА-58 вошел в грозовую облачность вместо того, чтобы обойти ее и следовать визуально, как ему было указано с КДП. Ориентировочная фактическая погода на 12:30 в районе авиапроисшествия была - облачность 6-8 баллов, мощно-кучевая, кучево-дождевая высотой 600 м, гроза.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы – попадание самолета в грозовую облачность, в результате чего под воздействием мощных вертикальных потоков самолет, при больших перегрузках на элементы конструкции, начал разрушаться в воздухе, потерял управляемость, упал в лес, взорвался и сгорел.
    Главная причина катастрофы – грубое нарушение со стороны работников службы движения а/п Сыктывкар и экипажа самолета требований НПП ГА-58 и инструкции по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР, касающихся вопросов обеспечения безопасности полетов при грозовой деятельности, а также неудовлетворительное метеообеспечение со стороны АМСГ а/п Сыктывкар и нарушение ими требований наставления по метеообеспечению ГВФ.
    Способствующие причины:
    неудовлетворительное выполнение командованием 75 ао требований по обеспечению безопасности полетов в условиях грозовой деятельности и контроль за исполнением этих требований со стороны подчиненных подразделений;
    отсутствие локатора в а/п Сыктывкар, который был получен, но до сих пор не установлен.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.