Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14П Управления полярной авиации в Архангельской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 сентября 1960 г.
Время:  17:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, г. Белая, близ села Федоровская, Приозерный (ныне Плесецкий) район
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  СССР-04200
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао
Рейс:  804
 


Описание
    Экипаж 247 авиаотряда выполнял рейс Певек-Шереметьево с промежуточными посадками на аэродромах Ниж. Кресты, Чокурдах, Тикси, Косистый, Хатанга, Диксон, Мыс-Каменный, Амдерма, Архангельск и Череповец. В Архангельске посадка произведена на аэродром ВВС Ягодник вследствие размокшего состояния ВПП на аэродроме ГВФ Кегостров. Экипаж был выпущен на Череповец со следующим прогнозом погоды по маршруту (данным ВВС): облачность 5-8 баллов, верхняя, средняя, слоисто-кучевая высотой 300-600 м. Диспетчер РДП а/д Кегостров подготовил для передачи на борт такой прогноз погоды (сроком действия с 16:30 до 19:30): облачность 5-10 баллов, верхняя, на участке Каргополь-Шереметьево – 10 баллов, слоисто-дождевая, кучево-дождевая, высотой 200-300 м, кратковременный дождь, грозовое положение, видимость 4-10 км, в дожде 2-4 км, верхняя кромка выше 3 000 м, умеренная болтанка. Этот прогноз на борт передан не был, т.к. экипаж заявил, что у него уже есть прогноз, переданный при вылете. Сначала РП и диспетчер КДП приняли решение дать эшелон 2 100 м, но при пролете зоны а/п Кегостров, в связи с прогнозированием грозового положения на участке Каргополь-Череповец, диспетчер КДП решение изменил и в 16:15 дал указание экипажу следовать визуально (под облаками). В 16:20 экипаж доложил: «500 метров визуально». В 16:35: «800 метров визуально, расчетное время пролета Каргополя - 17:23». Диспетчер РДП подтвердил указание следовать визуально. В 17:03 экипаж доложил: «300 визуально, дождь, видимость ухудшается, есть ли встречные?». Диспетчер ответил: «следовать 300, встречных пока нет». На этом связь прекратилась. На следующий день самолет обнаружен на трассе в 55 км северо-северо-западнее Каргополя сгоревшим в лесу у возвышенности в точке с координатами 61°55’ СШ 38° 10’ ВД восточнее озера Порженское. Катастрофа произошла между 17:10 и 17:27.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 13 13
На земле   0
Всего погибших 18


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04200
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.05.1957
Заводской номер ВС 147001418
Наработка ВС (часы) 3580
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 2946747 Б 2946806


Сведения о рейсе

Номер рейса 804
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Архангельск (Талаги)
Пункт назначения Череповец
Начальный пункт маршрута Певек
Конечный пункт маршрута Москва (Шереметьево)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено, что самолет, производя полет по маршруту на малой высоте, левой плоскостью столкнулся с деревьями на северном склоне горы Белая. Плоскость оторвалась и упала в 120 м от места первого касания деревьев. Самолет после отрыва плоскости пролетел еще 130 м, упал на противоположном склоне у основания горы и сгорел. Гора Белая имеет высоту 225 м (на картах цифровая отметка высоты отсутствует). В районе происшествия шел дождь, гора была закрыта облаками. Видимость в условиях дождя и низкой облачности была плохой. По данным других экипажей, пролетавших ранее по этому маршруту, погода на участке Порог-Каргополь была ниже минимума для визуального полета самолета типа Ил-14. Участок трассы представляет собой холмистую местность с превышениями от 100 до 271 м в полосе шириной 25 км от оси трассы. Расчетная безопасная высота для визуального полета должна была составлять 370 м (для полета по приборам – 770 м).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина катастрофы – грубое нарушение КВС правил полетов, выразившееся в производстве полета ниже безопасной высоты при метеоусловиях ниже установленного минимума в нарушение НПП ГА-58.
    Способствующие причины:
    1) Плохое руководство полетами со стороны РП и диспетчера КДП – неправильное принятие решения и дачи команд самолетам выполнять полеты визуально на малых высотах при метеоусловиях ниже установленных минимумов для таких полетов. Меры для тщательного изучения метеообстановки на участке трассы Порог-Череповец ими не были приняты.
    2) Неоправдавшийся прогноз погоды на участке трассы Архангельск-Каргополь. Фактическая погода была: низкая облачность, местами до земли, с ограниченной видимостью и наличием осадков.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.