Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Г-2 Московского управления ГВФ в Салаватском районе Башкирии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 октября 1943 г.
Время:  10:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Башкирская АССР, Салаватский район, 7 км юго-юго-западнее Ильчикеево
Тип ВС:  Г-2
Регистрация ВС:  СССР-Л3050
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 2-го отряда Московского управления ГВФ выполнял рейс по маршруту Челябинск - Куйбышев с грузом насосов и абразивов весом 2543 кг на борту. Полетный вес составлял 18700 кг.
    Прогноз погоды по трассе с 07:20 до 13:20 предусматривал: 1-я половина пути - облачность 6-10 баллов слоисто-кучевая высотой 600 м, местами дождь, видимость 10 км, ветер западной четверти 30-40 км/ч, местами горы закрыты; 2-я половина пути - облачность 5-7 баллов, слоисто-кучевая не ниже 600 м, видимость более 10 км, ветер западной четверти 30-40 км/ч.
    Взлет в а/п Челябинск произведен в 07:30. Через 50 минут полета самолет достиг района Кыштыма - озера Кузнецкое, то есть, начала горного хребта Урала, и имел приборную высоту от а/д Челябинск 680-700 м. Вследствие того, что высота гор впереди по курсу не позволяла выполнять полет по прямой и наблюдались сильные нисходящие потоки воздуха вблизи гор, командир корабля развернул самолет влево виражом, чтобы отойти от гор. Обойдя горный кряж с правой стороны в более низком месте, имея ту же высоту, пилот дошел до района Белокатая.
    В 09:40 экипаж передал бортовую погоду: высота облачности 1200 м, видимость 10 км, обледенения нет. Вследствие порывистого ветра силой 40-50 км/ч и гористого рельефа местности образовывались нисходящие потоки воздуха. Временами самолет при этом снижался со скоростью 3-5 м/с. Таким образом, дальнейший полет производился с постепенной потерей высоты. Производя полет в вышеуказанных условиях, пилот в районе Тугузлино встретил снегопад, вошел в него и через 8-10 минут прошел его. Видимость в снегопаде была до 2 км. Через 5 минут полета после выхода из снегопада самолет вошел во вторую волну снегопада. Видимость ухудшилась до 800-1000 м. Командир корабля продолжил полет в снегопаде при сильной болтанке с дальнейшей потерей высоты. Видя это, пилот увеличил обороты моторов до 1420 об/мин и продолжил полет. Поскольку видимость слева была лучше, а в этот момент впереди-справа показалась гора с вершиной выше высоты полета, командир корабля, видя невозможность ее перетянуть, отвернул влево на 20°, но слева также оказались горы. Пилот дал полный газ, пытаясь перетянуть гору, но, убедившись в невозможности этого, принял решение сажать самолет на лес. Посадка производилась парашютированием с высоты 4-5 м от верхушек деревьев, с небольшим левым креном, на скорости 65 км/ч по прибору и с выключенными моторами. Самолет упал на лес, провалился, ударился о скальную поверхность горы и загорелся. Второй пилот (женщина) сгорела (вскрытие трупа показало, что смерть последовала от разрыва сердца). 1-ый бортмеханик получил ушибы. Остальные члены экипажа невредимы. Самолет частично сгорел. Груз уничтожен. Катастрофа произошла в 10:10 в 7 км юго-юго-западнее с. Ильчикеево Салаватского района Башкирской АССР.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Г-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3050
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.11.1933
Заводской номер ВС 22183
Наработка ВС (часы) 3499
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Челябинск
Пункт назначения Куйбышев
Начальный пункт маршрута Челябинск
Конечный пункт маршрута Куйбышев


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено:
    1) Фактическое состояние погоды по трассе до района Тугузлино - Сатка соответствовало прогнозу. В районе Тугузлино - ст. Мурсалимкино, а также у места катастрофы в 09:00 прошел дождь, а около 10:00 мокрый снег при сильном ветре.
    2) Полет выполнялся на высоте 680 м, что при полете над горной местностью при порывистом ветре скоростью 40-50 км/ч не обеспечивало безопасность полета вследствие сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха.
    3) Попав во второй снегопад, пилот не пошел по прямой, где местность ниже и самолет мог безопасно пройти, а повернул влево на горы выше высоты полета в связи с лучшей видимостью.
    4) Летя в снегопаде, пилот держал видимость земли, для чего снижался, когда надо было набирать высоту, учитывая превышение гор в этом районе до 800 м.
    5) Ссылка пилота на малую скороподъемность самолета необоснованна, так как в предыдущих полетах он набирал с аналогичным полетным весом и при таких же условиях погоды высоту до 1200 м.
    6) Вследствие растерянности экипажа после падения самолета второй пилот не была извлечена из пилотской кабины, хотя самолет не был еще охвачен пламенем.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Нарушение пилотом Наставления по летной службе, §§ 54,55,58,442 п. «б» и «е».
    2) Неправильный прогноз погоды в части выпадения осадков, фактически вместо указанного в нем дождя шёл мокрый снег, ухудшавший горизонтальную видимость до 800-1000 м.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.