 |
 |
 |
Катастрофа С-47 1-й АТД ГВФ в Пеновском районе Калининской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 декабря 1943 г.
Время: 22:30
Страна: СССР
Место происшествия: Калининская область, Пеновский район, 1 км юго-западнее дер. Раменье
Тип ВС: Douglas C-47
Регистрация ВС: СССР-Л825
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: 1-я АТД ГВФ
|
|
|
 |
|
Описание |
8 декабря 1943 г. три самолета 1-го авиаполка 1-й АТД ГВФ вылетели с а/д Внуково на а/д Старая Торопа для выполнения 10-ти ночных полетов в тыл врага по заданию Латвийского штаба партизанского движения. Командовал группой командир звена. В распоряжение группы командованием 1-й АТД не было выделено ни одной радиостанции и наземного оператора. По этой причине самолеты группы держали командную связь с радиопеленгатором а/д Внуково, расположенного в 400 км от а/д Старая Торопа. Средства земного обеспечения самолетовождения (ЗОС) заказывались от дислоцированной в районе Старой Торопы 15-й ВА. Кроме того, самолеты в полете могли пользоваться перечнем постоянно действующих радиосредств ГВФ Московской зоны.
С 9 по 18 декабря командир звена произвел 6 вылетов, из которых выполнены 3 (2 вылета - возвраты из-за плохой погоды, 1 вылет - возврат из-за отказа левого мотора). Два других самолета за тот же период времени произвели 3 вылета (1 выполнен, 2 возврата из-за плохой погоды) и 1 вылет (возврат из-за плохой погоды).
18 декабря командир звена в 19:55 вылетел в 7-й рейс вторично по маршруту Старая Торопа - 25 км севернее Великих Лук - линия фронта - Опочка - озеро Лубана - Старая Торопа. На борту находились 10 парашютных мешков с грузом и 9 человек десантников. Полетный вес самолета составлял 12460 кг.
Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 7-10 баллов высотой 100-200 м, местами до 30 м, видимость 4-6 км, при дымке до 1 км. Командир корабля оформил свой полет также как разведку погоды для двух других экипажей, которые пока оставались на аэродроме.
В полете самолет держал нормальную связь с радиопеленгатором Внуково. Через 35 минут после взлета с борта последовало требование заставить работать радиопеленгатор а/д Хвойная, который молчал. Это категорическое требование говорит о том, что работа средств ЗОС 15-й воздушной армии полет к цели и возвращение на точку не обеспечивала.
Ввиду сплошной облачности и тумана по маршруту и в районе цели задание выполнено не было. На обратном пути самолет отклонился от маршрута к северу, пробился сквозь облачность к северо-востоку от точки, в районе Осташковских озер, где командир корабля восстановил ориентировку и возвращался на аэродром под нижней кромкой низкой облачности.
К моменту возвращения самолета погода ухудшилась. Облачность в районе аэродрома понизилась с 200 м до 100 м. В районе, где самолет впоследствии потерпел катастрофу, шёл мокрый снег. Над расположенной на бугре с превышением над а/д Старая Торопа на 70 м дер. Раменье Пеновского района Калининской области самолет, идя со включенными фарами, чтобы не задеть за крыши строений, вошел в облачность. Выходя из нее в 1 км юго-западнее деревни над поляной с редким молодым лесом, самолет с углом врезался в землю. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа произошла в 22:30.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
9 |
9 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Douglas C-47 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л825 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1943 |
Заводской номер ВС |
9436 (42-23574) |
Наработка ВС (часы) |
557 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
42-108977 42-109002 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Военные задачи |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
1-я АТД ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы явились:
1) Неудовлетворительная работа средств ЗОС и особенно приводных радиостанций в районе аэродрома посадки, находящихся в ведении 15-й ВА, что привело к потере экипажем ориентировки в сложных метеоусловиях.
2) Затрудненные метеоусловия и ухудшение их по сравнению с прогнозом погоды, данным АМС 510-го БАО. Эти сложные метеоусловия, при отсутствии нормальной работы ЗОС, поставили командира корабля в безвыходное положение и вынудили его снижаться до бреющего полета с целью восстановления ориентировки по наземным ориентирам, что и привело к столкновению самолета с землей.
3) Ошибка командира корабля, выразившаяся в том, что он, летя на хорошо оборудованном самолете, проявил поспешность в решении восстановить ориентировку на бреющем полете, а не связаться с радиопеленгатором а/д Внуково для получения указаний от дежурных командиров.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|