Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа С-47 1-й АТД ГВФ в Пеновском районе Калининской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 декабря 1943 г.
Время:  22:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Калининская область, Пеновский район, 1 км юго-западнее дер. Раменье
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Л825
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я АТД ГВФ
 


Описание
    8 декабря 1943 г. три самолета 1-го авиаполка 1-й АТД ГВФ вылетели с а/д Внуково на а/д Старая Торопа для выполнения 10-ти ночных полетов в тыл врага по заданию Латвийского штаба партизанского движения. Командовал группой командир звена. В распоряжение группы командованием 1-й АТД не было выделено ни одной радиостанции и наземного оператора. По этой причине самолеты группы держали командную связь с радиопеленгатором а/д Внуково, расположенного в 400 км от а/д Старая Торопа. Средства земного обеспечения самолетовождения (ЗОС) заказывались от дислоцированной в районе Старой Торопы 15-й ВА. Кроме того, самолеты в полете могли пользоваться перечнем постоянно действующих радиосредств ГВФ Московской зоны.
    С 9 по 18 декабря командир звена произвел 6 вылетов, из которых выполнены 3 (2 вылета - возвраты из-за плохой погоды, 1 вылет - возврат из-за отказа левого мотора). Два других самолета за тот же период времени произвели 3 вылета (1 выполнен, 2 возврата из-за плохой погоды) и 1 вылет (возврат из-за плохой погоды).
    18 декабря командир звена в 19:55 вылетел в 7-й рейс вторично по маршруту Старая Торопа - 25 км севернее Великих Лук - линия фронта - Опочка - озеро Лубана - Старая Торопа. На борту находились 10 парашютных мешков с грузом и 9 человек десантников. Полетный вес самолета составлял 12460 кг.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 7-10 баллов высотой 100-200 м, местами до 30 м, видимость 4-6 км, при дымке до 1 км. Командир корабля оформил свой полет также как разведку погоды для двух других экипажей, которые пока оставались на аэродроме.
    В полете самолет держал нормальную связь с радиопеленгатором Внуково. Через 35 минут после взлета с борта последовало требование заставить работать радиопеленгатор а/д Хвойная, который молчал. Это категорическое требование говорит о том, что работа средств ЗОС 15-й воздушной армии полет к цели и возвращение на точку не обеспечивала.
    Ввиду сплошной облачности и тумана по маршруту и в районе цели задание выполнено не было. На обратном пути самолет отклонился от маршрута к северу, пробился сквозь облачность к северо-востоку от точки, в районе Осташковских озер, где командир корабля восстановил ориентировку и возвращался на аэродром под нижней кромкой низкой облачности.
    К моменту возвращения самолета погода ухудшилась. Облачность в районе аэродрома понизилась с 200 м до 100 м. В районе, где самолет впоследствии потерпел катастрофу, шёл мокрый снег. Над расположенной на бугре с превышением над а/д Старая Торопа на 70 м дер. Раменье Пеновского района Калининской области самолет, идя со включенными фарами, чтобы не задеть за крыши строений, вошел в облачность. Выходя из нее в 1 км юго-западнее деревни над поляной с редким молодым лесом, самолет с углом врезался в землю. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа произошла в 22:30.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 9 9
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л825
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1943
Заводской номер ВС 9436 (42-23574)
Наработка ВС (часы) 557
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 42-108977 42-109002


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Военные задачи
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я АТД ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Неудовлетворительная работа средств ЗОС и особенно приводных радиостанций в районе аэродрома посадки, находящихся в ведении 15-й ВА, что привело к потере экипажем ориентировки в сложных метеоусловиях.
    2) Затрудненные метеоусловия и ухудшение их по сравнению с прогнозом погоды, данным АМС 510-го БАО. Эти сложные метеоусловия, при отсутствии нормальной работы ЗОС, поставили командира корабля в безвыходное положение и вынудили его снижаться до бреющего полета с целью восстановления ориентировки по наземным ориентирам, что и привело к столкновению самолета с землей.
    3) Ошибка командира корабля, выразившаяся в том, что он, летя на хорошо оборудованном самолете, проявил поспешность в решении восстановить ориентировку на бреющем полете, а не связаться с радиопеленгатором а/д Внуково для получения указаний от дежурных командиров.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.