Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14П МУТА ГВФ в гавани Копенгагена
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 августа 1957 г.
Время:  06:30
Страна:  Дания
Место происшествия:  гавань Копенгагена
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  CCCP-Л1874
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 63 ао
Рейс:  103
 


Описание
    Экипаж 63 авиаотряда выполнял международный рейс №103 Москва-Копенгаген. Взлет в а/п Рига произведен в 05:40 мск. На борту находилось 18 пассажиров, в том числе 1 гражданин Дании, 2 Великобритании, 1 США и 3 ФРГ.
    Выданный аэропортом Рига прогноз погоды по маршруту и пункту посадки а/п Каструп предусматривал высоту облачности 300-600 м и горизонтальную видимость 10 км, что являлось вполне летной погодой. К моменту прилета самолета погода резко изменилась. Через а/п Каструп проходил волнами туман с плохой видимостью, который затем перешел в приподнятый туман при разорванной двухслойной пятибалльной облачности с нижней границей 60 м и горизонтальной видимостью 1 700 м.
    Самолет прошел над аэропортом на высоте 1 500 м в 08:17 и наблюдался службой движения, которая дала разрешение на снижение и заход на посадку. К указанному времени погода непосредственно на аэродроме несколько улучшилась. Приподнятый туман под действием ветра перемещался в район заходов на посадку западнее и северо-западнее аэродрома. КВС, по-видимому, стремился точно выполнить указания диспетчерской службы аэропорта, но не понял указания «снижаться над полем аэродрома», т.к. диспетчер вел связь в быстром темпе на английском языке с применением не предусмотренных правилами кодовых выражений. Пройдя приводную радиостанцию, снижаясь, самолет произвел разворот в видимости земли для выхода на посадочный курс и продолжил полет на предпосадочной прямой на ВПП 12. При подходе к аэродрому экипаж попал в приподнятый туман и, слепо доверившись указаниям диспетчера о возможности визуального захода на посадку, продолжил снижение. Самолет правой плоскостью столкнулся с трубой электростанции «Ерстед» высотой 80 м от уровня аэродрома на удалении от него 6 700 м. Правая плоскость отделилась и упала на крышу здания электростанции. Самолет упал в канал Сюдхавнен шириной около 150 м, на берегу которого расположена электростанция, и затонул на глубине 5 м. Катастрофа произошла в 08:30 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 18 18
На земле   0
Всего погибших 23


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-Л1874
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1956
Заводской номер ВС 146000607
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 103
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 63 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Рига
Пункт назначения Копенгаген (Каструп)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Копенгаген (Каструп)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Датская редакция: В условиях погоды, которые не позволяли осуществить визуальный заход на посадку от приводной радиостанции Белла на ВПП 12, пилот, стараясь поддержать визуальный контакт с землей, снизился до высоты ниже безопасной. Самолет в тумане столкнулся с трубой электростанции и потерпел катастрофу.
    Советская редакция: Недостатки в руководстве самолетом со стороны службы движения аэропорта Каструп, выразившиеся в:
    а) неправильной оценке метеообстановки в районе аэродрома и неправильно данном разрешении производить визуальный заход на посадку, тогда как в этих условиях необходимо было дать указание заходить строго по схеме инструментального захода на посадку по приводной радиостанции;
    б) неправильном информировании экипажа о метеообстановке в районе аэропорта и, особенно, со стороны подхода к ВПП 12 с МК=125°;
    в) поспешной даче разрешения на посадку экипажу, несмотря на более чем двухчасовой запас горючего, в то время как в районе аэропорта проходили волны тумана при высоте облачности 60 м и плохой видимости.
    В результате экипаж, пытавшийся по указаниям диспетчера выйти визуально на аэродром с правым разворотом, на подходе к аэродрому внезапно попал в туман, и, самолет, находясь на линии пути, неожиданно столкнулся с ничем не обозначенной верхушкой трубы. Кроме того, труба, как препятствие, не указана в полетных документах управления гражданской авиации Дании и не имеет необходимой маркировки, кроме декоративного подсвета прожекторами ночью.
    КВС, несмотря на большой опыт полетов (14 000 часов), в т.ч. и в а/п Копенгагена, получив разрешение на визуальный заход на посадку, неправильно оценил метеообстановку и возможность выполнения захода на посадку визуально. Встретившись при подходе к ВПП с туманом, он своевременно не принял решение уйти на второй круг с последующим уходом в зону ожидания до улучшения погоды в аэропорте.
    Также виновниками катастрофы являются: командир 63 ао – в недостаточном контроле и инструктаже экипажей, выполняющих полеты за границу; представитель ГУ ГВФ в а/п Каструп – в неправильной оценке метеообстановки и невмешательстве в действия авиадиспетчерской службы аэропорта.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.