Утром в день происшествия экипаж 241 летного отряда Краснодарского ОАО выполнил рейсовый полет по маршруту Краснодар – Туапсе. Полет проходил в простых метеоусловиях. После посадки в а/п Туапсе и высадки пассажиров экипаж, сдав самолет авиамеханику, ушел готовиться к обратному полету. Дверь самолета на замок не закрывалась. Сектора управления двигателем были заблокированы от перемещения штатной струбциной. Летное поле аэродрома было огорожено невысоким заборчиком, калитка не запиралась. На борту самолета оставалось бензина примерно на три часа полета.
Вскоре авиамеханик ушел на обед. В это время постороннее лицо проникло на летное поле. Угонщик, убрав тормозные башмаки, забравшись в самолет и сломав струбцину на рычагах управления двигателем, запустил двигатель, вырулил и произвел взлет в неизвестном направлении. Услышав шум двигателя, КВС и второй пилот выбежали на летное поле и обнаружили отсутствие самолета. Руководство аэропорта немедленно поставило в известность об угоне самолета пограничников.
Как было установлено, после взлета угонщик выполнял полет над сушей в юго-восточном направлении в течение около полутора часов. После пересечения административной границы Грузинской ССР он произвел разворот в сторону Черного моря и продолжал полет над водной поверхностью на предельно малой высоте (10-15 м) по направлению к турецкому побережью. Тем не менее, он был обнаружен истребителем-перехватчиком Як-28П 171-го ИАП ПВО. Пилот получил приказ уничтожить угонщика. Попытка сбить небольшую медленную низколетящую цель ракетами «воздух-воздух» не удалась. Тогда Ан-2 был обстрелян из авиационной пушки истребителем МиГ-17 того же авиаполка и упал в море в нейтральных водах.
Затонувший самолет и тело угонщика не обнаружены. На месте падения подняты с поверхности воды ряд обломков и предметов с борта самолета, в том числе лента барографа, на основании чего сделан вывод, что снарядами авиационной пушки была поражена пилотская кабина и корпус барографа при этом был разбит. Пилот, вероятно, был убит.
Угонщиком оказался некто Скрылев, 1930 г.р., бывший военный летчик, после увольнения из армии работавший пилотом в Западно-Сибирском УГА и затем за дисциплинарные нарушения снятый с летной работы. Весной 1967 г он приехал в Краснодар, рассчитывая устроиться пилотом в Краснодарский ОАО, но получил отказ. Тогда у него возник план покинуть СССР путем угона самолета в Турцию. Для этого он прибыл в небольшой аэропорт Туапсе и при удобном случае, воспользовавшись отсутствием какой-либо серьезной охраны летного поля, прошел в прибывший из Краснодара рейсовый самолет и произвел его угон. На подготовку самолета к взлету у него, по расчетам комиссии, ушло 33 секунды. Этому способствовали ненадежность конструкции запорного устройства двери самолета и струбцины сектора газа, позволяющие легко попасть в пилотскую кабину и произвести запуск двигателя.
|