Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 1-й АТД в районе Сочи - Мацесты
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 мая 1943 г.
Время:  01:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, район Сочи - Мацесты
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л3909
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я АТД ГВФ
 


Описание
    Экипаж 2-го авиаполка 1-й АТД ГВФ по спецзаданию Крымского обкома ВКП(б) в 20:15 вылетел с а/д Адлер в Крым. На борту находилось 1200 кг груза.
    В 23:40 экипаж доложил, что все три цели закрыты, возвращаюсь обратно. Адлер передал, что у них плохая погода (дождь, туман). Командир корабля вызвал а/д Сухуми и предупредил о возможной посадке у них. Сухуми ответил, что аэродром закрыт для ночных посадок. Погода на аэродроме Сухуми была вполне благоприятной (высота облачности 300 м, видимость 4 км, дождь). Экипаж полетел на а/д Адлер, используя радиопеленгатор а/д Сухуми. В 01:17 экипаж еще раз запросил посадку в Сухуми, но опять получил отказ, хотя Сухуми был единственный пригодный для посадки по метеоусловиям аэродром на Черноморском побережье. В 01:05 пеленгатор Сухуми прекратил связь с бортом, в результате самолет остался совершенно без приводных средств. Экипаж продолжал беспрерывно вызывать радиопеленгатор Сухуми знаками «дайте пеленг», но радиооператор не отвечал (при расследовании он ссылался на непрохождение радиосигналов, что, учитывая условия Черноморского побережья, не соответствует действительности). В связи с тем, что оператор радиопеленгатора Сухуми прекратил отвечать на вызовы экипажа, тот не получил трижды переданную погоду Адлера (сплошная облачность до воды, северная часть аэродрома закрыта туманом, заход с моря). Световые маяки Адлера были приведены в полную готовность.
    Отсутствие работы пеленгатора Сухуми уже продолжительное время (20 минут), сильное ухудшение погоды по всему побережью (дождь, низкая облачность, переходящая в туман), категорический отказ Сухуми в приеме самолета, опасение командира корабля лететь в Сухуми без разрешения, так как 11 мая 1943 г он при аналогичной погоде, продолжая полет от цели по радиопеленгатору с выходом на а/д Сухуми, был обстрелян своей зенитной артиллерией, вынудило его выйти к берегу с целью продолжения полета на а/д Адлер визуальной ориентировкой. Низкая облачность, сильный дождь, заливавший стекла пилотской кабины, темная безлунная ночь, не дали экипажу возможности определить береговую черту. Самолет вышел на берег и на курсе 110-120° в 500 м от берега, в районе Сочи-Мацеста, в 01:35 врезался в гору, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
    Комиссия отмечает, что общая подготовка экипажа к ночным полетам была хорошей.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3909
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1941
Заводской номер ВС 1841115
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Военные задачи
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я АТД ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сочи (Адлер)
Пункт назначения Сочи (Адлер)
Начальный пункт маршрута Сочи (Адлер)
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Прогноз погоды, данный метеостанцией а/д Адлер, но не соответствующий действительности, в связи с чем самолет на обратном пути попал в тяжелые метеоусловия.
    2) Необоснованное прекращение работы радиопеленгатора а/д Сухуми с самолетом, когда тот был единственным средством привода вне видимости земли при усложненном профиле трассы.
    3) Отказ приема самолета на а/д Сухуми. Комиссия считает, что отказ в приеме дежурным аэродрома был вызван только нежеланием возиться с ночным стартом и имуществом.
    4) Отсутствие оперативного руководства с земли полетом самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.