Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 1-й АТД в районе а/д Яхново
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 сентября 1943 г.
Время:  23:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, район а/д Яхново (Мякишево)
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4008
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я АТД ГВФ
 


Описание
    Экипаж 1-го авиаполка 1-й АТД выполнял рейс Москва - Ленинград с посадкой на а/д Хвойная для дозаправки. Взлет в Москве произведен в 16:00. На борту находилось 11 пассажиров, в том числе 4-х летний ребенок, 1224 кг груза и 1600 кг горючего. В 18:00 самолет произвел посадку на а/д Хвойная. Дозаправив 800 кг бензина и взяв еще одного пассажира, экипаж произвел взлет в 19:28. Погода в пунктах вылета и посадки и по маршруту была благоприятной (высота облачности 400-600 м, видимость 4-6 км, небольшая дымка, ветер 2-3 м/с).
    Через 1 час 03 минуты командир корабля запросил пеленг у оператора радиопеленгатора а/д Хвойная и продолжал запрашивать таковые до 21:44 через каждые 1-3 минуты. В 21:44 командир корабля сообщил оператору радиопеленгатора, что потерял ориентировку и идет на Хвойную, одновременно продолжая брать пеленги. В 22:10 оператор, передавая пеленги, сообщил экипажу, что в 8 км юго-западнее а/д Хвойная работает светомаяк, и повторил это сообщение в 22:36. В 22:45 оператор передал, что самолет идет на северо-восток, а в 22:55 - что слышит шум моторов, передал прохождение радиопеленгатора и дал команду на возвращение на пеленгатор. Таким образом, связь с самолетом поддерживалась от взлета до момента происшествия. Всего на борт передано 47 пеленгов.
    К моменту возвращения в район Хвойной по указанию диспетчера а/д Хвойная были подготовлены и включены ночные световые средства на аэродромах Хвойная и Яхново. Помимо этого на указанных аэродромах беспрерывно давались ракеты для привлечения внимания экипажа самолета. Заметив наличие ночного старта на а/д Яхново (8 км юго-западнее а/д Хвойная), командир корабля сделал круг над этим аэродромом и пошел на посадку, предварительно выпустив шасси. Заход на посадку был сделан с небольшим углом к посадочной «Т» и на увеличенной скорости, что заставило командира корабля уйти на второй круг. После ухода на второй круг, когда командир корабля сделал второй разворот на высоте 30-50 м, очевидцы услышали, что моторы прекратили работу. После этого на самолете включили подкрыльные фары и самолет с крутым углом пошел к земле и через несколько секунд (в 23:15) ударился о землю на болоте в 1,5 км от а/д Яхново. Экипаж и пассажиры погибли. В момент происшествия в районе а/д Яхново была облачность высотой 25-30 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 17


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4008
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.07.1942
Заводской номер ВС 1843504
Наработка ВС (часы) 1418
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62021491 620722


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я АТД ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хвойная
Пункт назначения Ленинград
Начальный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Ленинград


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Отказ в работе моторов из-за выработки горючего во включенном баке, вследствие долгого нахождения самолета в полете (3 часа 50 минут) из-за потери ориентировки.
    2) Недостаточная подготовленность командира корабля и бортрадиста в умении пользоваться средствами и методами радиовождения.
    3) Способствующим моментом для возникновения катастрофы является назначение в ночной полет штурмана, который в этот день возвратился из рейса и не отдыхал, а также не имел опыта ночной ориентировки. Другим способствующим моментом является назначение бортмеханика по совмещению со своими основными обязанностями вторым пилотом, к тому же бортмеханик не был еще оформлен и допущен к работе вторым пилотом. В результате он отвлекся от основной работы и своевременно не переключил бензобаки, несмотря на остаток горючего в других баках в количестве 150-200 кг.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.