27 августа 1943 г в 18:00 экипаж 1-го авиаполка 1-й АТД вылетел на а/д Хвойная для выполнения пяти полетов по заданию РУ КА. В 20:25 28 августа экипаж вылетел с а/д Хвойная на боевое задание в район Ладожского озера для высадки разведчиков на территории Финляндии. Диспетчер аэродрома, зная о выполнении ответственного задания экипажем, не только не проконтролировал готовность экипажа к полету, но и не доложил командиру 4-го ОАП о вылете самолета, в результате экипаж оказался в воздухе без связи с КП и без руководства полетом.
В 20:45 оператор радиопеленгатора по распоряжению диспетчера дал всем находившимся в воздухе самолетам штормовое предупреждение о тумане в Ленинграде и закрытии аэродрома, с указанием посадки в Тихвине или Хвойной. Вылетевший в район Ладожского озера самолет уже прошел фронтальные разделы гроз на участке Хвойная - Тихвин, но настойчивая (в течение 27 минут) передача этой радиограммы на борт оператором радиопеленгатора заставила командира корабля вернуться на а/д Хвойная, в район которого он прибыл по радиопеленгатору в 21:28. Таким образом самолет был безосновательно возвращен на аэродром с задания. Погода к моменту прилета самолета в районе а/д Хвойная резко ухудшилась: шёл дождь, сопровождавшийся грозовыми разрядами и дул сильный порывистый ветер. Командир корабля сделал над аэродромом большой круг с включенными бортовыми огнями и зашел на посадку, но, так как с земли дали красную ракету, ушел на второй круг. Сделав круг, командир корабля пошел на посадку. В условиях дувшего справа сильного порывистого ветра заход на посадку происходил под углом к посадочной линии. Самолет шел с правым креном 15-20°, борясь с левым сносом. Снизившись до высоты 5-8 м, пройдя световое «Т», командир корабля обнаружил промаз и неточный заход и решил уйти на второй круг. При уходе на второй круг создалась сложность пилотирования с выпущенными шасси, щитками, выбранном триммере руля глубины, полетном весе 12000 кг и сложной метеообстановке (дождь, молнии, боковой порывистый ветер). После дачи газа самолет пошел с медленным набором высоты с выходом из правого крена и с переходом в левый крен. На высоте 15-20 м создался световой экран при отражении лучей фар от стены дождя, что не давало возможности дальнейшего наблюдения за землей. Командир корабля перешел на приборы, но в этот момент его ослепила вспышка молнии, вследствие чего он не смог быстро переключиться на пилотирование по приборам. Левый крен увеличился до 40-50°. Не имея достаточной скорости, с большим полетным весом, самолет скользнул на левое крыло и врезался в землю. Командир корабля, второй пилот, бортмеханик и бортрадист получили тяжелые ранения, двое последних впоследствии скончались. Остальные члены экипажа и пассажиры получили легкие ушибы.
|