Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 1-й АТД в районе а/п Хвойная
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 августа 1943 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, район а/д Хвойная
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л3959
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я АТД ГВФ
 


Описание
    27 августа 1943 г в 18:00 экипаж 1-го авиаполка 1-й АТД вылетел на а/д Хвойная для выполнения пяти полетов по заданию РУ КА. В 20:25 28 августа экипаж вылетел с а/д Хвойная на боевое задание в район Ладожского озера для высадки разведчиков на территории Финляндии. Диспетчер аэродрома, зная о выполнении ответственного задания экипажем, не только не проконтролировал готовность экипажа к полету, но и не доложил командиру 4-го ОАП о вылете самолета, в результате экипаж оказался в воздухе без связи с КП и без руководства полетом.
    В 20:45 оператор радиопеленгатора по распоряжению диспетчера дал всем находившимся в воздухе самолетам штормовое предупреждение о тумане в Ленинграде и закрытии аэродрома, с указанием посадки в Тихвине или Хвойной. Вылетевший в район Ладожского озера самолет уже прошел фронтальные разделы гроз на участке Хвойная - Тихвин, но настойчивая (в течение 27 минут) передача этой радиограммы на борт оператором радиопеленгатора заставила командира корабля вернуться на а/д Хвойная, в район которого он прибыл по радиопеленгатору в 21:28. Таким образом самолет был безосновательно возвращен на аэродром с задания. Погода к моменту прилета самолета в районе а/д Хвойная резко ухудшилась: шёл дождь, сопровождавшийся грозовыми разрядами и дул сильный порывистый ветер. Командир корабля сделал над аэродромом большой круг с включенными бортовыми огнями и зашел на посадку, но, так как с земли дали красную ракету, ушел на второй круг. Сделав круг, командир корабля пошел на посадку. В условиях дувшего справа сильного порывистого ветра заход на посадку происходил под углом к посадочной линии. Самолет шел с правым креном 15-20°, борясь с левым сносом. Снизившись до высоты 5-8 м, пройдя световое «Т», командир корабля обнаружил промаз и неточный заход и решил уйти на второй круг. При уходе на второй круг создалась сложность пилотирования с выпущенными шасси, щитками, выбранном триммере руля глубины, полетном весе 12000 кг и сложной метеообстановке (дождь, молнии, боковой порывистый ветер). После дачи газа самолет пошел с медленным набором высоты с выходом из правого крена и с переходом в левый крен. На высоте 15-20 м создался световой экран при отражении лучей фар от стены дождя, что не давало возможности дальнейшего наблюдения за землей. Командир корабля перешел на приборы, но в этот момент его ослепила вспышка молнии, вследствие чего он не смог быстро переключиться на пилотирование по приборам. Левый крен увеличился до 40-50°. Не имея достаточной скорости, с большим полетным весом, самолет скользнул на левое крыло и врезался в землю. Командир корабля, второй пилот, бортмеханик и бортрадист получили тяжелые ранения, двое последних впоследствии скончались. Остальные члены экипажа и пассажиры получили легкие ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 2
Пассажиры ? 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3959
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.11.1941
Заводской номер ВС 1841801
Наработка ВС (часы) 1682
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62041094 62041032


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Военные задачи
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я АТД ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хвойная
Пункт назначения Хвойная
Начальный пункт маршрута Хвойная
Конечный пункт маршрута Хвойная


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Тяжелая метеообстановка в момент посадки, сопровождавшаяся дождем, сильным боковым порывистым ветром и грозовыми разрядами большой силы в непосредственной близости от самолета, ослепившими пилотов в ответственный момент ухода на второй круг и пространственной ориентировки по приборам, вследствие чего командир корабля был лишен возможности управления самолетом, который, не имея достаточной скорости, и вследствие большого полетного веса, скользнул на крыло и врезался в землю.
    2) Косвенной причиной является самоустранение диспетчера от руководства полетом самолета и безответственный и безосновательный возврат самолета с задания.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.