 |
 |
 |
Катастрофа ПС-84 МАГОН ГВФ в Молвотицком районе Ленинградской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 июня 1942 г.
Время: 02:30
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, Молвотицкий район, 1 км восточнее дер. Иванцево
Тип ВС: ПС-84
Регистрация ВС: СССР-Л3948
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московская авиационная группа особого назначения ГВФ (МАГОН ГВФ)
|
|
|
 |
|
Описание |
В начале июня 1942 г Командующий ВВС РККА и Начальник ГУ ГВФ получили распоряжение Зам. Председателя Совнаркома СССР А.И. Микояна об организации полета транспортного самолета в Швецию.
Для выполнения этого задания был подготовлен самолет ПС-84 Л-3948 Московской авиагруппы особого назначения ГВФ и опытный экипаж из 4-х человек. Командир корабля, шеф-пилот ГВФ, до войны работал на протяжении трёх лет на линии Москва – Стокгольм, отлично знал район и условия полёта по этому маршруту.
С самолета было демонтировано вооружение и установлены три дополнительных топливных бака, что обеспечивало беспосадочный полет продолжительностью 12-14 часов (общее количество бензина на борту 4033 кг).
Полет до линии фронта должен был производиться по маршруту Калинин - Селижарово - Соблаго и далее над территорией противника и Балтийский морем до а/д Бромма (Стокгольм). Общая протяженность маршрута составляла 1240 км.
Взлет с Центрального аэродрома Москвы произведен в 18:00 20 июня 1942 г. На борту находился спецгруз Наркомвнешторга СССР весом 63 кг (слитки платины, валюта и другие ценности), предназначенный для оплаты поставки Швецией резцов и сверл из быстрорежущей стали для оборонной промышленности СССР и бензиновых зажигалок для разведывательно-диверсионных групп РККА, а также для оплаты содержания интернированных в Швеции советских военнослужащих и других целей. После посадки на а/д Мигалово (Калинин) все баки самолета были полностью заправлены бензином, в 22:00 экипаж вылетел в Стокгольм и 21 июня в 03:10 произвел благополучную посадку на а/д Бромма.
В Стокгольме на борт было загружено 2 тонны шведского груза (резцов, сверл и зажигалок). Самолет находился на а/д Бромма до ночи с 25 на 26 июня, в связи с ясной погодой по маршруту обратного полета, исключавшей полет над вражеской территорией.
Прогноз погоды на ночь с 25 на 26 июня предусматривал сплошную облачность на участке маршрута Стокгольм - Рига, далее до Калинина предусматривалась ясная, безоблачная погода. Исходя из данного прогноза погоды, Начальник ГУ ГВФ через Наркомат внешней торговли СССР передал телеграмму о нецелесообразности вылета в ночь с 25 на 26 июня и рекомендовал перенести полет на следующую ночь. Однако 25 июня в 23:58 экипаж установил связь с сигнально-приёмным пунктом № 1 ГУ ГВФ и доложил о вылете из Стокгольма в 22:15. В 00:32, по докладу экипажа, самолет прошел район Риги. В 00:38 на борт передана последняя метеосводка о погоде на трассе, а в 01:06 погода на линии фронта. После этого около 30 минут самолет продолжал полет на большой высоте, а в 01:24 экипаж сообщил, что облачности нет, ясно, и самолет идет на высоте 20 м (то есть, бреющим полетом). В 01:58 экипажу передано разрешение о посадке в Калинине. В 02:02 экипаж дал подтверждение. Больше связи с экипажем не было. С 02:05 до 03:25 с земли неоднократно вызывали борт, но ответа не получено.
Самолет был обнаружен в лесу в 1 км восточнее дер. Иванцево Вилильского сельсовета Молвотицкого района Ленинградской области (сейчас территория Марёвского р-на Новгородской области) разрушенным и частично сгоревшим. Члены экипажа погибли. Катастрофа произошла в 02:30.
При осмотре оставшихся частей самолёта комиссия обнаружила:
1) По сохранившейся части карбюратора правого мотора видно, что дроссельные заслонки полностью открыты и мотор до падения самолёта работал на полных оборотах. На карбюраторе левого мотора дроссельные заслонки закрыты до «малого газа».
2) На левой пирамиде шасси и остатках бензопетрофлексов левого мотора выявлены следы наличия пены углекислоты бортового противопожарного пеногасителя.
3) На левом моторе в остатках внутреннего капота обнаружена пулевая пробоина с выходом в рёбра головки цилиндра. Этой же пулей на пути перебита заливная бензо-магистраль у 8 – 9-го цилиндров, кроме того, в куске нижней части этого же капота найдено ещё три пулевых входа.
4) На правой половине стабилизатора и в остатке хвостовой части фюзеляжа с оперением с правой стороны имеются пять сквозных пулевых пробоин с направлением стрельбы снизу вверх.
Из опроса лиц, наблюдавших полёт самолёта непосредственно перед катастрофой, и из осмотра обломков самолёта на месте установлено, что катастрофа произошла вследствие обстрела самолёта с земли, причём, одна из пуль перебила заливную бензомагистраль левого мотора, что повлекло за собой воспламенение левого мотора в воздухе. Экипаж пытался потушить огонь пеногасителем, выключив при этом левый мотор и продолжая полёт на правом моторе. Однако, огонь затушен не был и продолжал распространяться. Тогда командир корабля принял решение произвести посадку и с этой целью начал делать правый разворот, имея намерение выйти на пройденное самолётом поле. Разворот производился со снижением, так как самолёт имел полную коммерческую загрузку.
Вследствие малой высоты самолёт, находясь ещё в режиме правого разворота, зацепил правым крылом за деревья, перешёл на нос и врезался в землю. При ударе огонь распространился на фюзеляж, который сгорел, кроме обломившейся при ударе хвостовой части. Крылья так же отломились при ударе и не сгорели. Экипаж погиб от удара самолёта о землю, после чего трупы обгорели. Все детали самолёта и моторы в результате катастрофы уничтожены огнём или разбиты на 100%. Самолёт и моторы подлежат списанию. Груз обгорел и подлежит технической экспертизе для определения возможности использования.
Тела погибших членов экипажа похоронены в 100 метрах от северо-восточной окраины дер. Иванцево.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
ПС-84 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л3948 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1941 |
Заводской номер ВС |
1842007 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6202165 6202934 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Московская авиационная группа особого назначения ГВФ (МАГОН ГВФ) |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Стокгольм (Бромма) |
Пункт назначения |
Калинин (Мигалово) |
Начальный пункт маршрута |
Стокгольм (Бромма) |
Конечный пункт маршрута |
Калинин (Мигалово) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
На основании материалов расследования и осмотра оставшихся деталей самолёта комиссия считает, что наиболее вероятной причиной катастрофы самолета является обстрел с земли.
В результате обстрела была повреждена бензосистема левого мотора, от чего в воздухе возник пожар, что подтверждается местным населением, закрытием дросселей карбюратора левого мотора и применением противопожарных средств экипажем.
Экипаж самолёта из-за возникшего в воздухе пожара, очевидно, принял решение произвести вынужденную посадку на поле у дер. Иванцево, развернулся над лесным массивом на 180° с целью дотянуть на пройденное ими чистое поле. Потеряв высоту самолет столкнулся с деревьями и на протяжении 200 метров, прорубив просеку в густом лесу, не дотянул до поля 300 - 400 м, врезался в землю и сгорел.
Заключение.
1) Решение командир корабля производить полёт на малой высоте вследствие наступления светлого времени и хорошей погоды является правильным, так как район, в котором находился самолёт, отличается высокой активностью неприятельской авиации.
2) Катастрофа произошла вследствие обстрела самолёта с земли, повлекшего за собой отказ и воспламенение левого мотора и невозможность продолжать горизонтальный полёт на одном моторе. По этой причине самолёт врезался в лес при попытке командира корабля развернуться на малой высоте с целью выхода на вынужденную посадку.
3) Расследование обстоятельств катастрофы самолёта показало, что ни одна из войсковых частей, расположенных поблизости от места происшествия, в эту ночь не вела обстрел каких-либо самолётов с земли. Полёт самолёта Л-3984 от линии фронта до места происшествия продолжался 10 минут (по расчёту времени), самолёт, воспламенившись от обстрела, вполне мог держаться в воздухе в течение этого срока. Таким образом, обстрел самолёта был произведён либо войсками противника, либо своими войсками, расположенными непосредственно на линии фронта.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|