Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-84 МАГОН ГВФ в Молвотицком районе Ленинградской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 июня 1942 г.
Время:  02:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, Молвотицкий район, 1 км восточнее дер. Иванцево
Тип ВС:  ПС-84
Регистрация ВС:  СССР-Л3948
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московская авиационная группа особого назначения ГВФ (МАГОН ГВФ)
 


Описание
    В начале июня 1942 г Командующий ВВС РККА и Начальник ГУ ГВФ получили распоряжение Зам. Председателя Совнаркома СССР А.И. Микояна об организации полета транспортного самолета в Швецию.
    Для выполнения этого задания был подготовлен самолет ПС-84 Л-3948 Московской авиагруппы особого назначения ГВФ и опытный экипаж из 4-х человек. Командир корабля, шеф-пилот ГВФ, до войны работал на протяжении трёх лет на линии Москва – Стокгольм, отлично знал район и условия полёта по этому маршруту.
    С самолета было демонтировано вооружение и установлены три дополнительных топливных бака, что обеспечивало беспосадочный полет продолжительностью 12-14 часов (общее количество бензина на борту 4033 кг).
    Полет до линии фронта должен был производиться по маршруту Калинин - Селижарово - Соблаго и далее над территорией противника и Балтийский морем до а/д Бромма (Стокгольм). Общая протяженность маршрута составляла 1240 км.
    Взлет с Центрального аэродрома Москвы произведен в 18:00 20 июня 1942 г. На борту находился спецгруз Наркомвнешторга СССР весом 63 кг (слитки платины, валюта и другие ценности), предназначенный для оплаты поставки Швецией резцов и сверл из быстрорежущей стали для оборонной промышленности СССР и бензиновых зажигалок для разведывательно-диверсионных групп РККА, а также для оплаты содержания интернированных в Швеции советских военнослужащих и других целей. После посадки на а/д Мигалово (Калинин) все баки самолета были полностью заправлены бензином, в 22:00 экипаж вылетел в Стокгольм и 21 июня в 03:10 произвел благополучную посадку на а/д Бромма.
    В Стокгольме на борт было загружено 2 тонны шведского груза (резцов, сверл и зажигалок). Самолет находился на а/д Бромма до ночи с 25 на 26 июня, в связи с ясной погодой по маршруту обратного полета, исключавшей полет над вражеской территорией.
    Прогноз погоды на ночь с 25 на 26 июня предусматривал сплошную облачность на участке маршрута Стокгольм - Рига, далее до Калинина предусматривалась ясная, безоблачная погода. Исходя из данного прогноза погоды, Начальник ГУ ГВФ через Наркомат внешней торговли СССР передал телеграмму о нецелесообразности вылета в ночь с 25 на 26 июня и рекомендовал перенести полет на следующую ночь. Однако 25 июня в 23:58 экипаж установил связь с сигнально-приёмным пунктом № 1 ГУ ГВФ и доложил о вылете из Стокгольма в 22:15. В 00:32, по докладу экипажа, самолет прошел район Риги. В 00:38 на борт передана последняя метеосводка о погоде на трассе, а в 01:06 погода на линии фронта. После этого около 30 минут самолет продолжал полет на большой высоте, а в 01:24 экипаж сообщил, что облачности нет, ясно, и самолет идет на высоте 20 м (то есть, бреющим полетом). В 01:58 экипажу передано разрешение о посадке в Калинине. В 02:02 экипаж дал подтверждение. Больше связи с экипажем не было. С 02:05 до 03:25 с земли неоднократно вызывали борт, но ответа не получено.
    Самолет был обнаружен в лесу в 1 км восточнее дер. Иванцево Вилильского сельсовета Молвотицкого района Ленинградской области (сейчас территория Марёвского р-на Новгородской области) разрушенным и частично сгоревшим. Члены экипажа погибли. Катастрофа произошла в 02:30.
    При осмотре оставшихся частей самолёта комиссия обнаружила:
    1) По сохранившейся части карбюратора правого мотора видно, что дроссельные заслонки полностью открыты и мотор до падения самолёта работал на полных оборотах. На карбюраторе левого мотора дроссельные заслонки закрыты до «малого газа».
    2) На левой пирамиде шасси и остатках бензопетрофлексов левого мотора выявлены следы наличия пены углекислоты бортового противопожарного пеногасителя.
    3) На левом моторе в остатках внутреннего капота обнаружена пулевая пробоина с выходом в рёбра головки цилиндра. Этой же пулей на пути перебита заливная бензо-магистраль у 8 – 9-го цилиндров, кроме того, в куске нижней части этого же капота найдено ещё три пулевых входа.
    4) На правой половине стабилизатора и в остатке хвостовой части фюзеляжа с оперением с правой стороны имеются пять сквозных пулевых пробоин с направлением стрельбы снизу вверх.
    Из опроса лиц, наблюдавших полёт самолёта непосредственно перед катастрофой, и из осмотра обломков самолёта на месте установлено, что катастрофа произошла вследствие обстрела самолёта с земли, причём, одна из пуль перебила заливную бензомагистраль левого мотора, что повлекло за собой воспламенение левого мотора в воздухе. Экипаж пытался потушить огонь пеногасителем, выключив при этом левый мотор и продолжая полёт на правом моторе. Однако, огонь затушен не был и продолжал распространяться. Тогда командир корабля принял решение произвести посадку и с этой целью начал делать правый разворот, имея намерение выйти на пройденное самолётом поле. Разворот производился со снижением, так как самолёт имел полную коммерческую загрузку.
    Вследствие малой высоты самолёт, находясь ещё в режиме правого разворота, зацепил правым крылом за деревья, перешёл на нос и врезался в землю. При ударе огонь распространился на фюзеляж, который сгорел, кроме обломившейся при ударе хвостовой части. Крылья так же отломились при ударе и не сгорели. Экипаж погиб от удара самолёта о землю, после чего трупы обгорели. Все детали самолёта и моторы в результате катастрофы уничтожены огнём или разбиты на 100%. Самолёт и моторы подлежат списанию. Груз обгорел и подлежит технической экспертизе для определения возможности использования.
    Тела погибших членов экипажа похоронены в 100 метрах от северо-восточной окраины дер. Иванцево.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-84
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3948
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1941
Заводской номер ВС 1842007
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6202165 6202934


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московская авиационная группа особого назначения ГВФ (МАГОН ГВФ)
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Стокгольм (Бромма)
Пункт назначения Калинин (Мигалово)
Начальный пункт маршрута Стокгольм (Бромма)
Конечный пункт маршрута Калинин (Мигалово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     На основании материалов расследования и осмотра оставшихся деталей самолёта комиссия считает, что наиболее вероятной причиной катастрофы самолета является обстрел с земли.
    В результате обстрела была повреждена бензосистема левого мотора, от чего в воздухе возник пожар, что подтверждается местным населением, закрытием дросселей карбюратора левого мотора и применением противопожарных средств экипажем.
    Экипаж самолёта из-за возникшего в воздухе пожара, очевидно, принял решение произвести вынужденную посадку на поле у дер. Иванцево, развернулся над лесным массивом на 180° с целью дотянуть на пройденное ими чистое поле. Потеряв высоту самолет столкнулся с деревьями и на протяжении 200 метров, прорубив просеку в густом лесу, не дотянул до поля 300 - 400 м, врезался в землю и сгорел.
    Заключение.
    1) Решение командир корабля производить полёт на малой высоте вследствие наступления светлого времени и хорошей погоды является правильным, так как район, в котором находился самолёт, отличается высокой активностью неприятельской авиации.
    2) Катастрофа произошла вследствие обстрела самолёта с земли, повлекшего за собой отказ и воспламенение левого мотора и невозможность продолжать горизонтальный полёт на одном моторе. По этой причине самолёт врезался в лес при попытке командира корабля развернуться на малой высоте с целью выхода на вынужденную посадку.
    3) Расследование обстоятельств катастрофы самолёта показало, что ни одна из войсковых частей, расположенных поблизости от места происшествия, в эту ночь не вела обстрел каких-либо самолётов с земли. Полёт самолёта Л-3984 от линии фронта до места происшествия продолжался 10 минут (по расчёту времени), самолёт, воспламенившись от обстрела, вполне мог держаться в воздухе в течение этого срока. Таким образом, обстрел самолёта был произведён либо войсками противника, либо своими войсками, расположенными непосредственно на линии фронта.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.