Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-124 Узбекского управления ГВФ в районе Ташкента
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 декабря 1942 г.
Время:  16:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Южно-Казахстанская область, 3 км северо-восточнее свх Пахтаарал, Пахтааральский район, 86 км юго-западнее а/п Ташкент
Тип ВС:  ПС-124
Регистрация ВС:  СССР-Л760
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж самолета ПС-124 (АНТ-20бис) Л-760 Узбекского управления ГВФ выполнял обратный рейсовый полет по маршруту Ургенч - Чарджоу - Ташкент. После вылета в 11:40 мск из а/п Чарджоу на борту находилось 26 пассажиров и 10 членов экипажа. Общая коммерческая загрузка составляла 5523 кг, что не выходило за установленные пределы. Фактическая погода по маршруту Чарджоу - Ташкент была летной. Дефектов в материальной части самолета не было.
    В 13:50 мск, во время горизонтального полета на высоте около 500 м самолет стал снижаться с работающими на средних оборотах моторами. Снижение вначале было медленным, затем угол снижения самолета начал увеличиваться всё больше и больше. Самолет перешел в крутое пике и под углом около 80° с работающими моторами врезался в землю в 3 км северо-восточнее совхоза Пахтаарал Южно-Казахстанской области Казахской ССР (20 км от а/п Сырдарья (Ильич), 86 км юго-западнее а/п Ташкент). Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. На месте падения в ровной степной местности осталась воронка, заполненная обломками самолета. Моторы ушли в землю на глубину до 5 м. Баки при ударе взорвались, но пожара не последовало. Стабилизатор самолета находился в крайнем положении на пикирование.
    В остатках пилотской кабины найдены трупы второго пилота и пассажира Козлова - летчика Узбекского управления ГВФ из а/п Турткуль. Тела командира корабля в остатках пилотской кабины не было. В остатках пассажирской кабины, рядом с опознанным трупом одного из пассажиров найдено тело мужчины полностью без одежды, степень повреждения которого не позволяет установить личность, однако рядом с этим телом найдено удостоверение командира корабля.
    Таким образом установлено, что командир корабля допустил к управлению самолетом пассажира Козлова, который был пилотом, но не имел опыта управления самолетом ПС-124. Сам командир корабля в это время отлучился из пилотской кабины, положившись на второго пилота, что он неоднократно делал и в предыдущих полетах. Пилот Козлов, нечаянно или с целью испробовать реакцию самолета на изменение угла стабилизатора, включил находящийся на подлокотнике кресла командира корабля механизм электроподъемника стабилизатора, который сработал на максимальный положительный угол. Перевод стабилизатора в полете на максимальный положительный угол неизбежно влечет за собой переход самолета в пикирование, так как при этом положении стабилизатора удержать самолет рулями в режиме горизонтального полета невозможно.
    Выключить своевременно механизм электроподъемника стабилизатора Козлов не сумел, так как не имел достаточно ясного представления об управлении этим механизмом.
    Второй пилот своевременно выключить механизм управления стабилизатором не смог. К тому же второму пилоту, чтобы прекратить ход стабилизатора, нужно было сойти со своего места, вследствие чего его вмешательство запоздало еще более. В результате самолет вошел в такой угол пикирования, вывести его из которого было невозможно.
    Из свидетельских показаний вытекает, что командир корабля ранее разрешал пилоту Козлову, летавшему пассажиром рейсами Ташкент - Чарджоу - Ургенч и обратно управлять самолетом. Также им во время рейсов к управлению самолетом им допускались еще два пилота Узбекского управления ГВФ, летавшие пассажирами, а также инженер самолета Л-760.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 10
Пассажиры 26 26
На земле   0
Всего погибших 36


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-124
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л760
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.08.1939
Заводской номер ВС б/н
Наработка ВС (часы) 698
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 452 4511 457 4523 137 134


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чарджоу
Пункт назначения Ташкент
Начальный пункт маршрута Ургенч
Конечный пункт маршрута Ташкент


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Контроль за работой экипажа со стороны командира и инженера транспортного отряда Узбекского управления ГВФ был поставлен плохо. Фактически самолет Л-760 был самостоятельной единицей в отряде и руководство работой экипажа командиром отряда заключалось лишь в постановке полетных заданий. Все работы по обслуживанию материальной части выполнялись экипажем при непосредственном руководстве инженера корабля, без участия и контроля со стороны инженерно-технического состава отряда. В результате этого экипаж почувствовал бесконтрольность и занял независимое положение. В такой обстановке стали возможными факты ухода командира корабля со своего места на продолжительное время, допуск к управлению людей, не имеющей достаточной подготовки.
    2) Выпуск самолета диспетчером а/п Чарджоу при наличии прогноза погоды по трассе ниже установленного минимума для данного самолета (хотя фактическая погода по трассе оказалась летной).
    3) Начальник отдела перевозок Узбекского управления ГВФ, получив в сентябре 1942 г директиву ГУ ГВФ о запрете перевозки пассажиров на самолете Л-760, оставил директиву без внимания, начальнику управления, которому директива была адресована, о ней доложено не было.
    Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что летная работа экипажа самолета Л-760 в Узбекском управлении ГВФ не была организована с должной серьезностью, надлежащий контроль за организацией полетов этого самолета отсутствовал.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.