Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104А МУТА ГВФ в районе Канаша
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 октября 1958 г.
Время:  21:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Чувашская АССР, 27 км западнее Канаша, около платформы Апнерка
Тип ВС:  Ту-104А
Регистрация ВС:  CCCP-42362
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 200 аорс

расшифровка переговоров
 


Описание
    Экипаж 200 авиаотряда выполнял рейс Пекин-Москва. Взлет в Омске произведен в 19:20 мск. На борту находился 71 пассажир – граждане разных стран: КНР-16 (торговая делегация, делегация на международное совещание по экономическим вопросам, двое сотрудников посольства и двое дипкурьеров), Судан-3 (рабочая делегация), Камбоджа-1 (посол в КНР), ЧССР-8 (в т.ч. ребенок), Румыния-3, ПНР-1, ГДР-5, ВНР-5, Марокко-3, Великобритания-2, Франция-5, Ирак-1, Лаос-1 (все – студенческая делегация), а также 17 граждан СССР (в т.ч. один ребенок), часть из которых была посажена на борт во время посадок в Иркутске и Омске. Прогноз погоды на трассе Омск-Москва предусматривал: облачность 5-10 баллов, верхняя, средняя, видимость 4-10 км. На участке Казань-Внуково – облачность 7-10 баллов, слоисто-дождевая, 300-600 м, осадки, видимость 4-10 км, верхняя кромка 5-6 км. По а/п Внуково (с 21:00 до 24:00): облачность 4-7 баллов слоисто-дождевая 600-1000 м, без осадков, дымка, видимость 2-4 км, верхняя граница облаков – 2 000-2 500 м. В 21:25 экипаж доложил пролет Канаша на эшелоне 11 000 м сверх облачности, верхняя граница которой не превышала 2 000 м. К этому времени экипажем было получено указание РДС Внуково возвращаться и следовать в Свердловск на высоте 10 000 м в связи с закрытием а/п Внуково из-за погодных условий. Через 2 минуты, в 21:27, экипаж вновь связался с РДС Казани и доложил, что возвращается и занимает эшелон 10 000 м. Вслед за этим с борта стали поступать тревожные сообщения: «Спасайте, бросило машину, бросило машину, погибаем…» После слов прощания связь с самолетом пропала и на дальнейшие вызовы экипаж не отвечал. В 21:30 КВС Ил-14 №Л1504 передал, что видит на земле к западу от Канаша горящий самолет. Осмотром установлено, что он ударился о землю с углом падения около 80° сперва передней кромкой левого крыла и носовой частью фюзеляжа. При столкновении с землей самолет взорвался и полностью разрушился. В результате взрыва возник пожар. Катастрофа произошла в березовой роще в нескольких десятках метров от железнодорожной линии недалеко от станции Апнерка в точке с координатами 55°28’СШ, 47°03’ ВД. Часть обломков перелетела через железную дорогу.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 71 71
На земле   0
Всего погибших 80


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42362
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.07.1958
Заводской номер ВС 86601002
Наработка ВС (часы) 465
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка А 832101 А 832084


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 200 аорс
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск (Центральный)
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Пекин
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причина катастрофы – потеря управляемости при попадании самолета в зону возмущенной атмосферы во время разворота со снижением. Это подтверждается сообщениями экипажа в момент бедственного положения и имевшимися ранее аналогичными случаями бросков и потери управляемости самолетов Ту-104, происходивших на высоте от 8 000 м и выше. Мощным восходящим турбулентным потоком самолет был подхвачен до высоты около 12 000 м, вышел на критические углы атаки и перешел в неуправляемое снижение.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Впоследствии было принято решение ограничить эшелоны полетов самолетов Ту-104 до 9 000 м, уменьшить допустимую предельно заднюю центровку, расширить диапазон углов отклонения руля высоты и уменьшить угол установки стабилизатора.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.