Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа DC-3A а/к Хамиата на северо-западе Китая
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 июня 1943 г.
Время:  10:46
Страна:  Китай
Место происшествия:  пер. Чиги-Чинзе, 20 км северо-восточнее Яньчи
Тип ВС:  Douglas DC-3
Регистрация ВС:  URSS-N
Авиакомпания:  Хамиата
 


Описание
    Самолет советско-китайской авиакомпании «Хамиата» выполнял рейсовый полет по маршруту Алма-Ата - Хами с посадками в Кульдже и Урумчи. Взлет в а/п Алма-Ата произведен в 04:35 мск, посадка в Кульдже произведена в 05:34, взлет - в 06:30. В 08:42 самолет прибыл в а/п Урумчи, откуда в 09:31 произвел взлет на Хами. На борту находилось 28 пассажиров, в том числе 4 ребенка (26 граждан Китая, 2 гражданина СССР), 4 члена экипажа (граждане СССР), 189 кг почты, 36 кг груза и 585 кг багажа.
    Ориентировочный прогноз погоды по маршруту с 08:45 до 11:00 предусматривал: в начале полета полная облачность слоисто-кучевая и дождевая высотой 300-500 м, в районе перевала до 150 м, дожди, видимость 4-10 км, при сильном дожде видимость до 1-2 км, ветер северо-западный до 5 м/с, в верхних слоях до 10 м/с. За перевалом резкое улучшение погоды, облачность 0-4 балла высотой более 2500 м, ветер южный до 5 м/с, северная часть гор закрыта дымкой, в облаках возможно обледенение.
    В течение 1 часа 14 минут полета экипаж держал нормальную связь с радиостанциями Урумчи и Хами. В 09:48 экипаж сообщил в Урумчи: «Примерно перевал, сильный дождь, земля просматривается плохо». В 09:52 - «Идём вслепую, курс 65°». В 09:59 - «Идем вслепую, вверх выйти нельзя, толстый слой слоистой облачности, курс 67°». В 10:18 - «Следите, идем вслепую, курс 80°». В 10:21 - «Идем пока также вслепую, курс 82°».
    В 10:31 экипаж перешел на связь с Хами и сообщил: «Идем вслепую, курс 110°». В 10:34 - «Очень сильно обледенели». В 10:35 - «Очень сильно обледенели, курс 110°». Из а/п Хами в 10:35 передали фактическую погоду: «Ясно, ветер южный до 5 м/с». После этого Хами передавало: 10:39 - «Дайте курс», 10:40 - «Ваш курс 110°, то есть, точно по трассе», 10:45 - «Дайте курс», 10:46 - «Ваш курс 110°, точно по трассе». После этого связи не было.
    Наземными группами под руководством начальника а/п Хами и сотрудника консульства СССР самолет был обнаружен 15 июня в 09:30 потерпевшим катастрофу на авиатрассе, на южном склоне перевала Чиги-Чинзе (20 км северо-восточнее расположенного на автодороге Урумчи - Хами н.п. Яньчи) на высоте около 2000 м. Место катастрофы находится на склоне одной из конусообразных гранитных вершин, входящей в ряд вершин, образующих котловинный переход в ущелье с выходом в направлении к Долине Бесов. Самолет полностью разрушился и сгорел до заднего багажника. Экипаж и пассажиры погибли. Столкновение с землей произошло с работающими моторами, разрушения самолета до удара о землю не было.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 28 28
На земле   0
Всего погибших 32


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas DC-3
Регистрационный номер (id) ВС URSS-N
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1938
Заводской номер ВС 2043
Наработка ВС (часы) 2289
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6202931 6202932


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Хамиата
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Урумчи
Пункт назначения Хами
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Хами


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: экипаж самолета имел высокую квалификацию и большой опыт летной практики и полностью соответствовал работе на данной трассе. Материальная часть самолета находилась в исправном состоянии, самолет шёл точно по курсу, средства связи, как самолетные, так и наземные, работали безотказно.
    Характер разрушения самолета и рельеф местности на месте катастрофы свидетельствует о том, что самолет в последний момент не был управляем.
    Заключение: Катастрофа, произошедшая между 10:46 и 10:50 мск на участке авиатрассы Урумчи - Хами, явилась следствием того, что самолет в 10:35 вошел в зону интенсивного обледенения (что является исключительным явлением для данного времени года) и непосредственно вслед за этим при переходе фронтального раздела, лежащего на перевале, попал в сильные вертикальные потоки воздушных масс. В результате совокупности явлений обледенения и сильной болтанки самолет стал неуправляем, вследствие чего ударился о склон горы и разбился.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.