Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-124-100 'Руслан' во время испытательного полета под Киевом
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 октября 1992 г.
Страна:  Украина
Место происшествия:  Киевская область, Макаровский район, 1,5 км южнее ст. Буян
Тип ВС:  Ан-124-100
Регистрация ВС:  UR-82002
Авиакомпания:  АНТК им Антонова
 


Описание
    Экипаж АНТК им. О.К. Антонова выполнял сертификационный полет на третьем выпущенном самолете Ан-124-100. Задание на полет предусматривало испытания по определению характеристик управляемости при максимальном скоростном напоре. В зоне испытательных полетов на высоте 5 800 м экипаж приступил к разгону скорости с 530 км/ч до 650 км/ч с полностью отклоненным вправо рулем направления. При достижении скорости 614 км/ч произошло разрушение носового обтекателя антенны радиолокационной станции и носовой отклоняемой части фюзеляжа. Это привело к резкому торможению, возникновению сильных вибрации и шума в кабине. Обломки, попавшие в двигатель №3, привели к его самовыключению и, как следствие, к отказу 3-ей гидросистемы. Это, в свою очередь, привело к многочисленным отказам систем самолета, в том числе информационного комплекса высотно-скоростных параметров – что привело к прекращению выдачи экипажу достоверной индикации указателей скорости, высоты, угла атаки и вертикальной перегрузки. Показания угла атаки колебались в пределах 12°-25°, показания скорости уменьшились до 0 км/ч, показания высотомера увеличились на величину 1 200 м.
    В пилотской кабине возникло непрерывное срабатывание звуковой и световой сигнализации критического режима полета, что обусловило большую психоэмоциональную нагрузку на экипаж и повлияло на его способность хладнокровно противодействовать сложившейся ситуации. С большинством отказов экипаж встретился впервые.
    Экипаж произвел выпуск механизации крыла на 2°. При этом вышли только предкрылки и внешние секции закрылков. Выпуска внутренних секций закрылков, приводы которых были подключены к отказавшей 3-ей гидросистеме, не произошло. В свою очередь, это привело к отказу системы изменения передаточного отношения механической проводки (СКш) по каналу РВ и отсутствию автоматического изменения передаточного коэффициента от штурвала к рулю высоты с крейсерского значения во взлетно-посадочное значение.
    Экипаж увеличил режим работы двигателей №2 и 4. При этом произошел помпаж двигателя №4, в воздухозаборник которого также попали обломки носового обтекателя, однако он не выключился, а перешел на режим, близкий к полетному малому газу.
    Затем экипаж увеличил режим работы двигателя №1 до 58%. Это привело к энергично развивающемуся боковому скольжению. Уборкой РУД двигатель был переведен на режим ПМГ. Полет продолжался со снижением и увеличением амплитуды колебаний самолета по курсу.
    КВС дал команду инженерам-экспериментаторам покинуть самолет с парашютами. Команду выполнил только один инженер, который находился в задней кабине и покинул борт через аварийный люк. При приземлении на лес он получил тяжелые травмы.
    Полет проходил в сторону а/д Гостомель, где экипаж рассчитывл произвести вынужденную посадку. При отсутствии индикации скорости полета она была определена ориентировочно (450 км/ч) с помощью подошедшего самолета Ан-22, который начал выполнять полет параллельным курсом. Данная скорость значительно превышала посадочную. Для ее уменьшения КВС дал команду на довыпуск закрылков. Из-за выпуска только внешних закрылков, дающих пикирующий момент, при располагаемом отклонении руля высоты в 13° (из-за так и оставшегося в крейсерском положении передаточного коэффициента), полного отклонении штурвала «на себя» оказалось недостаточно для выравнивания траектории полета и приземления на а/д Гостомель. Вертикальная скорость снижения значительно возросла. Экипаж не смог прекратить снижение. Самолет столкнулся с деревьями высотой до 30-40 м, упал в лес в 43 км западнее а/д Гостомель, полностью разрушился и загорелся. Все оставшиеся на борту члены экипажа и инженеры-экспериментаторы погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 8
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-124-100
Регистрационный номер (id) ВС UR-82002
Государство регистрации ВС Украина
Дата выпуска ВС 1984
Заводской номер ВС 19530501003
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Испытательный
Авиакомпания АНТК им Антонова
Государство регистрации авиакомпании Украина
Пункт вылета Киев (Гостомель)
Пункт назначения Киев (Гостомель)
Начальный пункт маршрута Киев (Гостомель)
Конечный пункт маршрута Киев (Гостомель)


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.