Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ю-52 Западно-Сибирского управления ГВФ в районе Талды-Кургана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 июля 1944 г.
Время:  07:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Алма-Атинская область, хр. Джил-Джута, 15 км северо-западнее пос. Кок-Су
Тип ВС:  Junkers Ju-52
Регистрация ВС:  СССР-Л40
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    Самолет Ю-52 № Л-40 был переоборудован в АРБ-405 под два крайних мотора М-25В и один мотор BMW-132 согласно техническим условиям, составленным АРБ-405. После переоборудования самолет прошел заводские испытания и летные испытания, проводившиеся экипажем 4-го сводного отряда Западно-Сибирского управления ГВФ, прибывшим в Алма-Ату для приемки и перегона самолета, и комиссией завода.
    Перегонка самолета производилась в Куйбышев для производства госиспытаний совместно с НИИ ГВФ через Новосибирск и Свердловск. При этом маршрут до Новосибирска был указан через Талды-Курган - Аягуз (Сергиополь) - Семипалатинск (посадка).
    Самолет был загружен моторами М-25В и BMW-132 и запчастями к ним. Полетный вес самолета составлял 10920 кг. Взлет в а/п Алма-Ата произведен в 02:30 мск. На борту находились 4 члена экипажа, представитель ЭУ и начальник техотдела АРБ-405.
    Экипажу был установлен эшелон полета 1000 м. В районе севернее ст. Или пилот встретил непредусмотренную прогнозом погоду с сильными осадками, стал обходить ее восточнее в сторону хорошей погоды, с отклонением от маршрута в 20-25°, и попал в высокогорный район. Дальнейший полет проходил через пос. Кугалинская (Кугалы), хребет Котыркаин (высотой до 2200 м) и 3-й участок совхоза НКВД №2 в направлении хребта Джил-Джута (высотой до 3050 м) с необходимостью постоянного набора высоты для преодоления всё возрастающей высоты гор. Пересекая две первые гряды горного хребта Джил-Джута, самолет попал в нисходящие потоки воздуха, образовавшиеся от встречного ветра, и стал терять высоту. Увидев невозможность преодоления третьей, самой высокой гряды гор из-за наличия малой скорости и недостаточного превышения самолета над рельефом, пилот принял решение развернуться и выйти из ущелья. Разворот самолета увеличил скорость снижения, в силу чего пилот, боясь столкновения с землей, инстинктивно брал ручку на себя и перевел самолет во второй режим. Потеряв скорость, самолет упал, врезавшись в отвесную стенку ущелья с курсом, обратным направлению полета, на высоте 2700 м, разрушился и загорелся. Все 6 человек, находившиеся на борту, погибли. Катастрофа произошла в 04:15 мск в 15 км северо-западнее пос. Кок-Су Кугалинского района Алма-Атинской области.
    Связь с радиостанцией Алма-Атинского аэропорта весь полет отсутствовала, на вызовы экипаж ни разу не ответил.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Junkers Ju-52
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л40
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 3325
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1916715 67503 1916468


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алма-Ата
Пункт назначения Семипалатинск
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Куйбышев


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Неправильное решение пилота обходить встретившуюся плохую погоду в восточном направлении, что привело к полету в высокогорном районе, для полета в котором пилот не имел достаточного опыта, что привело к катастрофе.
    2) Неудовлетворительное состояние организации летной и штурманской служб в а/п Алма-Ата:
    - нет штурмана аэропорта. Штурман 7-го авиаотряда, он же начальник штаба отряда, не в состоянии осуществлять контроль всех экипажей, вылетающих из Алма-Аты;
    - штурман, диспетчеры и экипаж не знали действительной высоты хребта, которая составляет 3050 м, а не 2600 м, как указано на карте масштаба 1:200000. Поэтому экипаж, уверенный в достаточном превышении самолета над местностью, фактически находился ниже на 150-200 м окружающих господствующих высот;
    - дежурный диспетчер а/п Алма-Ата имеет низкую квалификацию и не знает трассы. Поэтому она не дала и не могла дать необходимых указаний экипажу об особенностях полета по данному маршруту и не проверила план полета:
    - аэропорт, как правило, не проверяет оформление и наличие документов и загрузку самолетов, выпущенных АРБ-405.
    3) Несерьезный подход руководства АРБ-405 и комиссии по испытаниям к выпуску самолета в полет с полной загрузкой в горных условиях. При испытаниях не проверялась фактическая скороподъемность самолета на всех высотах и его потолок, хотя командир корабля отмечал недостаточную маневренность самолета при преодолении препятствий.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.