Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Boeing-737 а/к FlyDubai в аэропорту Ростова-на-Дону
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 марта 2016 г.
Время:  03:41
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Ростов-на-Дону
Тип ВС:  Boeing 737-800
Регистрация ВС:  A6-FDN
Авиакомпания:  FlyDubai
Рейс:  FDB-981
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс FZ981 Дубай - Ростов-на-Дону. На борту находились 51 взрослый пассажир, 4 ребенка (44 гражданина России, 8 Украины, 2 Индии, 1 Узбекистана) и 7 членов экипажа. Взлет в а/п Дубай произведен в 18:37 UTC 18 марта.
    Заход на посадку в а/п Ростов-на-Дону производился ночью в сложных метеоусловиях (осадки в виде дождя и снега, сильный порывистый ветер) в режиме ручного пилотирования, с выключенным автопилотом. В 22:42UTC (01:42 местного времени) экипаж прекратил заход на посадку с МКп=218°, сообщив диспетчеру о наличии сдвига ветра на прямой, и с высоты 340 м ушёл в район восточнее, северо-восточнее Ростова-на-Дону, где выполнял полет переменными курсами на высоте 2450 м (FL 80) до 23:27UTC, когда он вошел в зону ожидания, заняв высоту 4550 м (FL 150) в связи со слабым обледенением на ранее занятой высоте. В это же время экипаж Аэрофлота, выполнявший рейс из Москвы, после трех заходов на посадку на ВПП 22 по метеоусловиям ушёл на запасной а/д Краснодар.
    Диспетчерами подхода и круга экипажу при полете в зоне ожидания передавалась информация о текущей фактической погоде. В 00:20 (за три минуты до снижения для повторного захода) экипажу была передана погода: «…видимость 5 км, нижняя граница облачности 630 м, ветер 230°, 13 м/с, порывы 18 м/с, слабый ливневой дождь, дымка, на прямой сильная болтанка и умеренный сдвиг ветра…». В 00:22 мин (за минуту до снижения) диспетчер передал, что «метео» информацию о сдвиге ветра не дает.
    В 00:23 экипаж запросил снижение для захода на посадку и, получив его, после выполнения полета по кругу в зоне ожидания в течение 1 часа, покинул зону ожидания и приступил к снижению и повторному заходу на посадку на ВПП 22, который осуществлялся также в режиме ручного пилотирования после отключения на высоте около 600 м автопилота и автомата тяги. Существенных отклонений от глиссады при этом экипажем допущено не было. Находясь на предпосадочной прямой на высоте 220 м и на удалении 4,5 км от торца ВПП 22, экипаж приступил к набору высоты 2450 м (FL 80) для ухода на второй круг, выведя двигатели на взлетный режим. Одной из возможных причин принятия решения на уход могло быть увеличение индикаторной скорости на примерно 20 узлов, до 176 узлов в течение трех секунд, что могло свидетельствовать о «сдвиге ветра». В процессе ухода на второй круг экипаж убрал закрылки на 15° и шасси.
    На высоте 1900 фт (примерно 600 м) после достижения угла тангажа 18° пилотирующий пилот отклонил штурвал «от себя», что привело к уменьшению вертикальной перегрузки до 0,5 ед., росту поступательной скорости и, как следствие, автоматической уборке закрылков с 15° до 10° на скорости более 200 узлов. Кратковременное уменьшение режима двигателей в течение 3 секунд привело к уменьшению скорости и выпуску закрылков на 15°, однако последующие действия экипажа по возвращению максимального взлетного режима создали условия для возрастания скорости и повторной автоматической уборки закрылков до 10°. В этом положении закрылки оставались до столкновения с землей. Пилотирующий пилот отклонением штурвала «на себя» продолжил набор высоты с вертикальной скоростью до 16 м/с.
    На высоте около 900 м одновременно с очередной отдачей экипажем штурвала «от себя» отмечено перемещение стабилизатора на 5° в положение на пикирование (с -2,5° до +2,5°) от переключателя на штурвале, продолжавшееся в течение 12 секунд. Вследствие этого с высоты около 1000 м самолёт перешел в энергичное снижение. При этом возникла отрицательная перегрузка до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолёта с землёй. В 00:41:49 (03:41:49 местного времени) на скорости более 600 км/ч, под углом более 50° самолет столкнулся с поверхностью искусственной ВПП 22, в 120 м от входного торца. При ударе ВС полностью разрушилось и сгорело. Обломки разбросаны на поверхности ВПП и прилегающей территории. Экипаж и пассажиры погибли. Признаков отказов систем самолета и силовой установки не выявлено.
    Фактическая погода аэродрома Ростов-на-Дону за 00:30 - ветер у земли 240°, 12 м/с, порывы 19 м/с, видимость 6000 м, слабый ливневый дождь, облачность разбросанная (3-4 октанта), высота нижней границы 540 м значительная (5-7 октантов), кучево-дождевая высота нижней границы 1080 м сплошная (8 октантов), высота нижней границы 3000 м, температура воздуха +6° C, температура точки росы +4° C, давление, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH), 998 гПа, ВПП 22, коэффициент сцепления 0.46, временами ветер у земли 250°, 17 м/с, порывы 25 м/с, видимость 1000 м, ливневой дождь, дымка, облачность разбросанная (3-4 октанта), высота нижней границы 90 м, значительная (5-7 октантов), кучево-дождевая высота нижней границы 600 м, давление на уровне КТА (QFE) 741 мм рт.ст./988 гПа.
    По результатам инструментальных наблюдений за 00:42 - ветер у земли 230°, 13 м/с, порывы 18 м/с, видимость 7000/7000/3700 м (рабочий курс/середина/нерабочий), облачность, разбросанная (4 октанта) высота нижней границы 420 м, температура воздуха +6° С, температура точки росы +4° С, давление, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH), 998 гПа, давление на уровне КТА (QFE) 742 мм рт.ст.
    Метеорологическое обеспечение полета соответствовало требованиям нормативных и руководящих документов. Фактическая погода в районе аэродрома Ростов-на-Дону на момент авиационного происшествия соответствовала прогнозируемой погоде. Метеорологическое оборудование в а/п Ростов-на-Дону находилось в исправном и работоспособном состоянии и было поверено.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 55 55
На земле   0
Всего погибших 62


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ведется расследование
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Boeing 737-800
Регистрационный номер (id) ВС A6-FDN
Государство регистрации ВС Обьединенные Арабские Эмираты
Дата выпуска ВС 19.01.2011
Заводской номер ВС 40241/3517
Наработка ВС (часы) 21252
Наработка ВС (циклы) 9420
Силовая установка 804660 804538


Сведения о рейсе

Номер рейса FDB-981
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания FlyDubai
Государство регистрации авиакомпании Обьединенные Арабские Эмираты
Пункт вылета Дубай
Пункт назначения Ростов-на-Дону
Начальный пункт маршрута Дубай
Конечный пункт маршрута Ростов-на-Дону


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.