Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2А Главкаспрыбпрома в н.п. Артезиан
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 мая 1948 г.
Время:  16:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Астраханская область, н.п. Артезиан
Тип ВС:  По-2А
Регистрация ВС:  СССР-Х531
Авиакомпания:  МинРыбПром западных регионов СССР, авиагрупа Главкаспрыбпрома
 


Описание
    22 мая 1948 г. пилот (Герой Советского Союза) и бортмеханик авиагруппы Главкаспрыбпрома Министерства рыбной промышленности западных районов СССР вылетели из Астрахани в Лиманский район Астраханской области для выполнения оперативного задания с майором МГБ СССР - уполномоченным Астраханского управления МГБ на борту. Выполнив в этот день несколько полетов, пилот произвел посадку в а/п Каспийское на ночевку.
    23 мая пилот по заданию вылетел на железнодорожную станцию 10-ый км и в 13:00 произвел посадку на ж.д. станции Артезиан Орджоникидзевской железной дороги. Уполномоченный МГБ занялся своими делами, бортмеханик приступил к осмотру самолета и мотора, а пилот присел отдохнуть в тень около дома. Несколько позже он зашел в дом, где находились работники МГБ.
    В 16:00 бортмеханик доложил пилоту о готовности матчасти и, поскольку вылет намечался на 18:00, предложил пилоту отдохнуть, на что тот ответил, что обещал кое-кого покатать на самолете и отдыхать не будет. Майор МГБ стал ему возражать, но пилот в грубой форме заявил, что он командир самолета и в свободное от оперативной работы время никому не подчинен. Уполномоченный МГБ приказал снять с самолета оружие, боеприпасы и две канистры с горючим. Пилот, посадив трех местных жителей (двоих во вторую и одного в третью кабины), несмотря на уговоры и просьбы майора МГБ, обругав и столкнув с плоскости бортмеханика, пытавшегося помешать взлету, взлетел и, сделав полет по кругу, произвел нормальную посадку. Не выключая мотора и не обращая внимания на протесты бортмеханика и уполномоченного, он посадил в самолет четырех других местных жителей (двоих во вторую и двоих в третью кабины) и произвел взлет. Сделав первый и второй развороты на высоте 30-40 м, подлетая к месту предполагаемого третьего разворота на высоте 25-30 м, сделав глубокий разворот влево (примерно на 160-180°) с креном 70°, самолет перешел на нос и с работающим мотором с левым креном и с углом пикирования 50-60° ударился о землю и взорвался. Пилот и 4 пассажира погибли. Катастрофа произошла в 16:30.
    Комиссия установила, что полетный вес самолета составлял 1308 кг, центровка была задняя - 47,5% САХ. При такой центровке на развороте с креном 70° самолет при угле атаки больше критического потерял на высоте 25-30 м поперечную управляемость, а из-за отсутствия запаса высоты и растерянности пилота ударился о землю.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Х531
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1945
Заводской номер ВС 642910
Наработка ВС (часы) 670
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания МинРыбПром западных регионов СССР, авиагрупа Главкаспрыбпрома
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является исключительная летная недисциплинированность, а также абсолютная авиационная неграмотность пилота в области элементарных вопросов по теории, технике полета и эксплуатации материальной части в воздухе, что выразилось в перегрузке самолета, неправильном размещении грузов и нарушении элементарных правил безопасности полетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.