Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа C-47 10-й ГАТД в районе Баковки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 марта 1946 г.
Время:  12:09
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Кунцевский район, 800 м юго-восточнее Баковки
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Л893
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  10-ая ГАТД ГВФ, 1-ый авиаполк
 


Описание
    Экипаж 1-го авиатранспортного Херсонского полка 10-й ГАТД выполнял рейс по маршруту Москва - Минск - Берлин по доставке груза печати (106 мешков с газетами весом 2350 кг). Пассажиров на борту не было. Взлетный вес составлял 12900 кг.
    Взлет в а/п Внуково произведен в 11:55 при следующей фактической погоде: высота облачности 125 м, ветер юго-восточный 7 м/с, слабый снег, видимость 3 км.
    Прогноз погоды по маршруту Внуково - Минск с 12 до 16 часов предусматривал: облачность 10 баллов слоистая, слоисто-дождевая высотой 200-300 м, осадки в виде снега, моросящего дождя при ухудшении видимости местами ниже 1000 м. Вне осадков видимость 2-4 км, ветер южной четверти 30-40 км/ч, в облаках и осадках в первой части маршрута обледенение.
    Взлет и набор высоты происходили при нормальной работе моторов и нормальной связи. Последняя связь состоялась в 12:04. Экипаж передал: «Высота облаков 150-200 метров, земля просматривается». Больше связи с экипажем не было.
    Самолет был обнаружен в 10-12 км севернее а/п Внуково, в 800 м юго-восточнее н.п. Баковка Кунцевского района Московской области на склоне лесистого холма на правом берегу реки Сетунь. Столкновение со склоном произошло с углом не менее 60°. При этом самолет правым мотором и правым крылом сломал две сосны толщиной 35 и 25 см и ряд мелких деревьев и полностью разрушился, за исключением хвостовой части от грузовой двери, и частично сгорел. Экипаж погиб.
    Катастрофа произошла между 12:08 и 12:10.
    По показаниям очевидцев установлено, что около 12:07 самолет видели в 1,5 км южнее Баковки летящим на высоте 130-150 м с курсом на юго-запад. Не долетая Минского шоссе, самолет стал разворачиваться вправо на 180°. После выравнивания самолет с постепенно увеличивающимся левым креном и потерей высоты перешел в пикирование и под углом 50-60°, с работающими моторами, врезался в подножье холма на берегу реки, примерно в 50 м от нее.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л893
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.05.1944
Заводской номер ВС 13096 (42-93210)
Наработка ВС (часы) 1581
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Р-135172 СР-355924


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 10-ая ГАТД ГВФ, 1-ый авиаполк
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Минск (Минск-1)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Берлин


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: точную причину катастрофы установить не представилось возможным. Наиболее вероятными причинами катастрофы могли быть:
    Первая предположительная причина.
    Перед вылетом самолет в течение 1 часа стоял с выключенными моторами. Перед взлетом, при температуре наружного воздуха -5°С бортмеханик не считал необходимым прогреть карбюраторы во время пробы моторов. Взлет, как принято, производился на холодном воздухе. После набора высоты 150 м в имевшемся снегопаде самолет вошел в облака. В этот момент времени имело место обледенение в облаках, что подтверждается другим летчиком, вылетевшим за 1 час 15 минут до потерпевшего катастрофу экипажа. Бортмеханик, будучи занят подъемом шасси, установкой режима работы моторов, осмотром работающих винтомоторных установок, не успел своевременно включить подогрев карбюраторов. В результате этого сетки карбюраторов быстро покрылись льдом и мощность моторов снизилась. Самолет стал терять скорость и пошёл со снижением. Вследствие того, что при включении подогрева карбюраторов на устранение обледенения требуется некоторый промежуток времени, работа моторов не улучшалась и было принято решение о возврате на аэродром. В дальнейшем недостаточная тяга моторов привела самолет к полной потере скорости, сваливанию в левый крен, переходу в пикирование и падению на землю.
    Вторая предположительная причина.
    Через 5-6 минут после взлета на самолете произошла раскрутка винта левого мотора (аналогичный дефект имел место ранее на двух самолетах С-47). Экипаж был вынужден убрать газ, чтобы уменьшить число оборотов, развиваемых мотором, и, учтя серьезность дефекта, принял решение вернуться в а/п Внуково, для чего самолет стал разворачиваться вправо в сторону нормально работающего мотора. В результате разворота самолета на 180° и полета по горизонтали на некотором расстоянии самолет потерял высоту и шел со снижением, так как один мотор был задросселирован. Видя потерю высоты, экипаж решил использовать неисправный мотор, дав ему газ. Вследствие этого мотор развил ненормально большие обороты, что не дало ожидаемого прироста мощности, тяга возросла незначительно, а появившаяся при этом сильная тряска самолета вызвала затруднения в пилотировании и привела к дальнейшей потере скорости с последующим падением на землю.
    Третья предположительная причина.
    При входе в облака у самолета быстро и интенсивно покрылись льдом стекла пилотской кабины и, возможно, из-за несвоевременного включения подогрева одновременно обледенела трубка Пито. Это усложнило пилотирование самолета, привело к потере скорости и высоты полета. Командир корабля, выходя из разворота и видя непосредственную близость возвышенности с лесом на склоне оврага, резко выбрала штурвал на себя. Самолет без скорости с левым креном и крутым углом упал на лес.
    Во всех случаях на происшествие могло повлиять отсутствие нужной слетанности экипажа в связи с назначением в его состав новых второго пилота и бортмеханика, что в усложненных условиях погоды и возникших недостатков, связанных с материальной частью, могло привести к несогласованности действий на короткий период и, в конечном результате, из-за небольшой высоты полета - к катастрофе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.