Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 а/к Лайт Эйр в Гайском районе Оренбургской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 февраля 2016 г.
Время:  12:44
Страна:  Россия
Место происшествия:  Оренбургская область, Гайский район, 1,2 км юго-западнее г. Гай
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-40204
Авиакомпания:  Лайт Эйр
 


Описание
    Экипаж выполнял маршрутный полет с целью обследования нефтепровода с воздуха по заявке заказчика - АО "Транснефть-Урал" по маршруту Стерлитамак – Салават - Мраково - - Зилаир - Акъяр – Орск и обратно. На борту находился служебный пассажир заказчика – оператор-наблюдатель.
    Комиссия установила, что КВС, получив перед вылетом фактическую погоду а/п Орск (видимость 600 м, туман), не соответствующую ПВП, принял неправильное решение на вылет. Полученный им после принятия решения на вылет зональный прогноз погоды по Оренбургскому району полетов также не соответствовал ПВП, но решения на отмену или задержку вылета КВС не принял. Прогнозируемые метеорологические условия по маршруту полёта также не соответствовали требованиям РПП авиакомпании «Лайт Эйр» и ФАП-128 для выполнения полёта по ПВП с целью облета нефтепровода.
    Взлет в а/п Стерлитамак произведен в 10:41. После набора высоты 250 м по приведенному давлению аэродрома полет проходил вдоль трассы нефтепровода на истинной высоте от 50 до 100 м, что не соответствовало установленной минимальной безопасной высоте. В 11:24 самолет вошел в зону МДП Оренбург. Диспетчер предупредил экипаж, что прогноз погоды по трассе нелетный для них. КВС ответил: «…Я в курсе, в курсе, я иду по фактической. Там дальше посмотрим…». При входе в 12:23 в зону МДП Орск экипаж передал, что фактическая видимость 10 км, полет выполняется на истинной высоте 100 м. На запрос экипажа о фактической погоде диспетчер передал, что в а/п Орск видимость 2500 м, высота облачности 120 м, дымка. Дальнейший полет над нефтепроводом производился на истинных высотах от 50 до 90 м, т.е. также на высоте ниже безопасной.
    Согласно заданию на полёт, после пролёта северной окраины города Орск ВС должно было развернуться на 180° и тем же маршрутом возвратиться в Стерлитамак. В 12:42:35, не долетев до северной окраины Орска около 26 км (около населенного пункта Гай), самолёт начал правый разворот. В процессе разворота с переменным углом крена (максимальный угол крена более 45°) истинная высота полёта изменялась в интервале 65 – 35 – 120 – 80 м, соответственно скорость полёта составляла 170–205–105–185 км/ч. Развернувшись более чем на 450° при необходимом развороте на 180°, самолет с небольшим правым креном (не более 10°) и отрицательным углом тангажа около 10° в 12:44 столкнулся с заснеженным полем правее линии нефтепровода. Первое касание земли произошло лыжами, затем самолет скапотировал и разрушился. Остановка ВС произошла примерно в 90 м от места первого касания. Экипаж и служебный пассажир погибли. Пожара не было. Катастрофа произошла в 1,2 км юго-западнее г. Гай.
    Фактическая погода аэродрома Орск (40 км от места АП) за 13:00: ветер неустойчивый 1 м/с, видимость 3000 м, дымка, сплошная слоистая облачность высотой 120 м, температура +0,4° С, точка росы +0,3° С, влажность 99%, давление QNH 1013 гПа, QFE 736 мм рт.ст
    Предположительно, фактическая погода на месте происшествия была: видимость 200-300 м, туман, вертикальная видимость 50-60 м.
    КВС имел перерыв в летной работе в течение 12 лет. До перерыва он летал в качестве второго пилота Ан-2. Для восстановления на летную работу он в 2012 г прошел 10-ти дневные курсы повышения квалификации пилотов Ан-2 в Уральском УТЦ ГА. После прохождения указанных курсов тренажёрную и лётную тренировку не проходил. Предусмотренную РПП авиакомпании переподготовку на Ан-2 КВС не проходил. Существующие требования по поддержанию уровня профессиональной подготовки КВС в соответствии с Программой подготовки членов лётного экипажа самолёта Ан-2 в части понижения минимума в авиакомпании подменялись фиктивными отметками в заданиях на полёт и на тренировку о сложности метеоусловий, в которых выполнялись тренировочные и контрольно-проверочные полёты. КВС был допущен к полётам по минимумам погоды 150х3000 м и 150х2000 м необоснованно.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak-iac.org/upload/iblock/066/report_ra-40204.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-40204
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 23.06.1986
Заводской номер ВС 1G219-54
Наработка ВС (часы) 6952
Наработка ВС (циклы) 20236
Силовая установка К16416228


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Лайт Эйр
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Стерлитамак
Пункт назначения Стерлитамак
Начальный пункт маршрута Стерлитамак
Конечный пункт маршрута Стерлитамак


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия считает, что анализ движения ВС перед его столкновением с землей, наиболее вероятно, свидетельствует о потере экипажем пространственной ориентировки в развороте в условиях сочетания ограниченной видимости (туман) и «белизны» подстилающей поверхности, характеризующиеся отсутствием контрастности, видимости естественного горизонта и удаленных ориентиров. Потере ориентировки способствовало отсутствие у КВС навыков полета по ППП. Тренировки, которые он должен был проходить при понижении минимумов, проводились формально. Потеря пространственной ориентировки привела к неконтролируемому снижению и столкновению самолёта с заснеженной поверхностью.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
    Наиболее вероятной причиной катастрофы самолета Ан-2 RA-40204 явилась потеря экипажем пространственной ориентировки в процессе выполнения разворота в условиях ограниченной видимости (туман) и «белизны» снежной подстилающей поверхности, что привело к неконтролируемому снижению и столкновению самолета с землей.
    Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовали:
    - неправильная оценка экипажем метеорологических условий по маршруту полета, выразившаяся в принятии необоснованного решения на выполнение полета по ПВП;
    - выполнение полета на истинной высоте ниже безопасной;
    - отсутствие навыков в выполнении полетов по приборам, тренировка и проверки на понижение минимума КВС проводились формально, погодные условия, при которых проводились полеты, не соответствовали требованиям к присваемому минимуму.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.