Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 ОГА "Байкалавиа" в районе Нижнеангарска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 октября 1991 г.
Время:  10:31
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурятская ССР, Северо-Байкальский район, 52 км северо-восточнее а/п Нижнеангарск
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-14075
Авиакомпания:  Байкалавиа
 


Описание
    Пилот Улан-Удэнского авиапредприятия ОГА «Байкалавиа» выполнял транспортно-связной полет для обслуживания заказчика - Северо-Байкальского коопзверосовхоза, по маршруту Нижнеангарск - Огиендо - Нюсидек - Неручанда - Овчал - Нижнеангарск. На борту находился один служебный пассажир заказчика (охотник) и 169 кг груза. Взлет в а/п Нижнеангарск произведен в 04:57 мск до п.п. Нюсидек.
    Особенностью маршрута полета является горная местность с абсолютным превышением более 2000 м и отсутствием возможности использовать радиотехнические средства. Контроль за движением воздушных судов осуществляется по докладам экипажей.
    Вертолет на посадочную площадку не прибыл и пропал без вести. Поиски велись до 12 ноября и результатов не дали. После схода снежного покрова поиски с воздуха были возобновлены 4 июня 1992 г. В тот же день вертолет обнаружен экипажем поискового вертолета Ми-8 на склоне горного хребта, в вершине распадка, в 52 км с А=32° от КТА а/п Нижнеангарск (56°11’СШ, 110°01’ВД). Пилот и пассажир, по заключению судебно-медицинской экспертизы, погибли в момент удара.
    Столкновение ВС со склоном горы с отметкой 2308 м произошло с отклонением от заданного маршрута на высоте 1800 м при снижении в сложных метеоусловиях (ограниченной видимости) в 05:31 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14075
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.05.1988
Заводской номер ВС 5210619058
Наработка ВС (часы) 1494
Наработка ВС (циклы) 1744
Силовая установка 371644152 371641054


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Байкалавиа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нижнеангарск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Нижнеангарск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     
   
Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что схема полета составлена не на весь маршрут, на ней также отсутствуют господствующие высоты по маршруту полета и подпись командиров, удостоверяющих правильность составления схемы маршрута полета. Из этого можно сделать вывод, что подготовка экипажа в штурманской комнате, а также на вертолете, проводилась в определенной спешке, не в полном объеме. Диспетчер АДП выдал диспетчерское разрешение по неоформленному заданию на полет. Прогноз погоды соответствовал установленному для выполнения полета.
    В 05:07 мск пилот доложил о выходе из района аэродрома и установил связь с диспетчером ВМДП Нижнеангарска, доложив о высоте следования и расчетном времени прибытия в пункт назначения.
    Согласно расшифровке барограммы, в 05:06 полет выполнялся на высоте 1800 м по минимальному приведенному давлению в течение 2,5 минут. Затем за 1,5 минуты пилот набрал высоту 2100 м и летел на ней в горизонтальном полете до 05:12. Затем за 6 минут он набрал высоту 2400 м и летел на этой высоте до 05:24. После этого пилот за 1 минуту набрал высоту 2500 м и производил на ней горизонтальный полет до 05:27. Такие изменения высоты полета, наиболее вероятно, связаны со смещением зарядов и облачности из района верховья реки Тыя в район реки Холодной на маршрут полета вертолета. Пилот, вероятно, пытался избежать попадания в сложные метеоусловия.
    Наиболее вероятно, увидев в 05:27 под собой два озера и ошибочно приняв их за озера, находящиеся на линии заданного пути, пилот начал снижение, считая, что находится на маршруте в долине реки Холодная. Снижение с вертикальной скоростью 2,9 м/с происходило с уклонением от заданного маршрута и нарушением минимальных условий для полетов по ПВП. Решения о возврате в аэропорт вылета или на запасной аэродром пилот не принял. Продолжая снижение в условиях горной местности, снежных зарядов с ограниченной видимостью на заснеженный горный хребет, КВС до последнего момента не видел его. В 05:31, снижаясь в условиях ограниченной видимости, исключающей полет по ПВП, вертолет лопастями несущего винта столкнулся с выступами склона горного хребта с последующим лобовым ударом носовой частью, передней стойкой шасси и днищем фюзеляжа о склон.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является столкновение вертолета со склоном горы при снижении в условиях ограниченной видимости, исключающей возможность выполнения полета по ПВП вследствие сочетания следующих факторов:
    - недостаточной предполетной подготовки;
    - неправильной оценки метеообстановки;
    - отклонения от оси маршрута на расстояние более допустимых норм;
    - преждевременного снижения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.