Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Б-25 ГУ ГМС СССР в пос. Клязьма
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 сентября 1947 г.
Время:  15:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Пушкинский район, пос. Клязьма
Тип ВС:  B-25C-NA Mitchell
Регистрация ВС:  СССР-М345
Авиакомпания:  Главное управление Гидрометеослужбы СССР
 


Описание
    Экипаж Ленинградского отряда ГУ ГМС принял недавно переданный из ВВС самолет Б-25 для его перегонки с а/д Набережная (район Щелково Московской области) на а/д будущего базирования Колтуши (Ленинград). Самолет к перелету был подготовлен работниками ЛТАЦ ГУ ГМС и экипажем. На самолет были установлены полученные в ВВС моторы Райт-Циклон. После установки моторов и опробования их на земле проведены испытания моторов в воздухе. Полет в районе аэродрома продолжался 15 минут, после чего была произведена посадка.
    В нарушение действующего приказа о запрете перевозки пассажиров на самолетах до наработки моторов не менее 10 часов, командир корабля взял на борт своих жену и малолетнюю дочь.
    Взлет произведен в 15:19. На первой минуте полета, при наборе высоты, в 6 км от аэродрома Набережная, на высоте 80-100 м со стороны левого мотора из общего выхлопного коллектора с перерывами появился белый дым, быстро увеличившийся в количестве и вскоре перешедший в сплошную завесу черного дыма, что свидетельствовало о возникновении пожара мотора. При расследовании установлено, что разрушился кривошипно-шатунным механизм задней звезды левого мотора. Сильная тряска самолета и обнаружение пожара заставило пилота принять решение о немедленной посадке. Штурман обратил внимание экипажа на расположенный слева (в 3-4 км) аэродром Клязьма. Командир корабля, проявив растерянность, начал заходить на посадку на а/д Клязьма левым разворотом, то есть, в сторону отказавшего мотора. При развороте самолет терял высоту, несколько раз сваливался в глубокий крен, но пилот выводил его из крена. Дым попал в пилотскую кабину, что вызвало удушье экипажа и ухудшило видимость. В результате, на малой высоте и с потерей скорости самолет оказался над населенным пунктом Клязьма и в 200 м от границы аэродрома лобовым ударом врезался в жилой дом №93 по ул. Пушкина. Самолет и дом полностью разрушились и сгорели. Командир корабля, штурман, борттехник и дочь командира корабля, находившаяся в кабине Ф-3, погибли. Бортрадист и жена командира корабля получили тяжелые ранения. Находившийся в доме мальчик 8-ми лет погиб, его мать получила тяжелые увечья.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 2 1
На земле   1
Всего погибших 4+1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС B-25C-NA Mitchell
Регистрационный номер (id) ВС СССР-М345
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 82-5183 (41-12548)
Наработка ВС (часы) 460
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 43-119638 42-77092


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Главное управление Гидрометеослужбы СССР
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Набережная
Пункт назначения Колтуши
Начальный пункт маршрута Набережная
Конечный пункт маршрута Колтуши


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Причиной катастрофы явилась авария левого мотора, начавшаяся с разрушения поршня и шатуна 11-го цилиндра, повлекшая за собой разрушение всей задней звезды мотора и возникновение пожара. Растерянность экипажа, выразившаяся в неправильном решении производить разворот в сторону отказавшего мотора, и его частичное удушье, привели к непреднамеренной потере высоты и скорости и, как следствие, к катастрофе.
    2) Причины разрушения поршня и обрыва шатуна 11-го цилиндра мотора Райт-Циклон Р-2600-29 №119638 точно установить не представилось возможным. Комиссия установила ряд серьезных нарушений в техническом обслуживании мотора как со стороны ЛТАЦ ГУ ГМС и экипажа, так и со стороны САМ 138 ДА, от которых этот мотор был получен непосредственно перед постановкой его на самолет.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.