Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2 Северо-Кавказского управления ГВФ в районе Амвросиевки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 февраля 1947 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Сталинская область, 12 км юго-западнее Амвросиевки
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  б/н
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское управление ГВФ, 221 ао
 


Описание
    Экипажи 221 авиаотряда Северо-Кавказского управления ГВФ перегоняли 4 самолета По-2, принятых в ВВС, по маршруту Минск - Гомель - Киев - Полтава - Сталино - Ростов-на-Дону. 30 января группа самолетов прибыла в а/п Сталино. В связи с нелетной погодой по маршруту Сталино - Ростов-на-Дону вылет группы задержан до 2 февраля. В этот день диспетчером а/д Сталино принято самостоятельное решение о выпуске группы на Ростов-на-Дону при погоде в районе Сталино ниже установленного минимума в полетном задании (200х2000 м) и наличии штормового предупреждения метеостанции. Фактическая погода в районе а/д Сталино была: облачность высотой 100-150 м, видимость 1000-1500 м, слабый снег.
    Во время взлета группы в 08:50 погода резко ухудшилась. Аэродром стало закрывать туманом. Три самолета группы произвели посадки на аэродроме вылета при очень сложных метеоусловиях. Пилот самолета с № двигателя 14449 (государственная регистрация еще не была присвоена) не смог попасть на аэродром и произвел посадку за границей летного поля.
    Начальник аэродрома дал приказ диспетчеру не выпускать группу без его личного разрешения. Диспетчер предупредил об этом приказе заступавшего ему на смену другого диспетчера. Заступив на дежурство, этот диспетчер, несмотря на известный ему приказ начальника аэропорта не выпускать самолеты без его личного разрешения, принял самостоятельное решение о повторном выпуске самолетов на Ростов-на-Дону, имея фактическую погоду на аэродроме (высота облачности 120 м) и прогноз погоды по участку трассы Сталино - Матвеев Курган (высота облачности 100 м и ниже, туман, осадки, видимость 1000 м и ниже) ниже минимума, а также разъяснение синоптика, предполагавшего прохождение фронта в районе Амвросиевки. Ведущий группы, в нарушение приказа командира перегонки следовать ведущим и при встрече с плохой погодой вернуться, вылетел замыкающим.
    Во время полета самолеты в районе Амвросиевки - Матвеев Кургана попали в сильный снегопад с ухудшением видимости, в котором потеряли друг друга из вида. Три самолета долетели до а/д Ростов-на-Дону и произвели благополучные посадки. Самолет с № двигателя 14449 в Ростов-на-Дону не прибыл. Организованные поиски результатов не дали.
    7 февраля самолет случайно обнаружен подростком хутора Шапошников Ленинского сельсовета Амвросиевского района Сталинской области в 1,5 км севернее данного хутора (12 км юго-западнее ж/д станции Амвросиевка) разрушенным в глубоком снегу на склоне балки. Пилот погиб.
    Комиссией установлено, что пилот, попав в сильный снегопад с ухудшением видимости, продолжал полет на малой высоте над полем, покрытом снегом. Поле имело плавный уклон по направлению к пересекающей его Кривой балке, за которой начинался крутой подъем ее восточного склона до высоты 30-40 м к основанию балки. Поле было покрыто видимой над снежным покровом травянистой растительностью, что позволяло пилоту вести ориентировку. Восточный склон балки был полностью покрыт глубоким снегом без признаков растительности. При отсутствии видимости горизонта, сливавшегося со склоном, самолет врезался в него, разрушился и зарылся в снег глубиной до 1,5 м. На поверхности остались только стабилизатор, киль и руль поворота.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС б/н
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.11.1944
Заводской номер ВС 8905
Наработка ВС (часы) 710
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 14449


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское управление ГВФ, 221 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталино
Пункт назначения Ростов-на-Дону
Начальный пункт маршрута Минск (Минск-1)
Конечный пункт маршрута Ростов-на-Дону


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: Причинами катастрофы явились:
    а) систематические нарушения в а/п Сталино приказов начальника ГУ ГВФ, выражающиеся в выпусках диспетчерами самолетов в рейс самостоятельно;
    б) грубое нарушение диспетчером а/п Сталино наставления по летной службе, выпустившего группу самолетов в отсутствие начальника аэропорта при погоде ниже минимума в районе аэродрома и при штормовом предупреждении;
    в) преступное отношение к своим обязанностям со стороны вновь заступившего диспетчера а/д Сталино, выпустившего группу самолетов повторно, несмотря на приказ начальника аэропорта не выпускать самолеты без его личного разрешения, при наличии нелетного прогноза погоды по трассе и погоды ниже минимума в районе Сталино;
    г) недисциплинированность ведущего группы, нарушившего установленный в полетном задании минимум погоды и порядок полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.