Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Украинского УГА в акватории Западного Сиваша
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 февраля 1991 г.
Время:  10:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Крымская область, Красноперекопский район, р-н о. Безымянный, акватория Западного Сиваша, 20 км северо-восточнее Красноперекопска
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23515
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Заводской ОАО
 


Описание
    13 февраля КВС 19 летного отряда и авиатехник прибыли из а/п Заводское на площадку МВЛ Красноперекопск для выполнения аэровизуальных полетов по заявкам заказчика - Крымской гидрогеологической экспедиции. В этот день были выполнены производственные полеты по отбору проб воды (рапы) из Западного Сиваша, согласно заданию.
    14 февраля в 08:34, после получения разрешения на полеты и прогноза погоды в районе выполнения работ, КВС произвел взлет с площадки МВЛ для следования в н.п. Вишневка (в 15 км от площадки), где взял на борт двух служебных пассажиров заказчика для выполнения аналогичных работ и в 08:55 произвел взлет. Погода в районе полетов соответствовала минимуму КВС и полетов по ПВП.
    Аэровизуальные полеты производились по береговой акватории Западного Сиваша с посадками на подобранные с воздуха площадки в районе реперных точек без выключения двигателей, где представители заказчика производили отбор проб, измерение уровня и температуры рапы. По заявлению КВС, до момента АП было произведено 12 посадок. Последние две посадки производились на дамбе у реперных точек №21 и 22, расположенных на удалении 2…2,5 км друг от друга. Взлет с площадки у реперной точки №22 производился против ветра, с курсом 120° в сторону безориентирной водной поверхности акватории Сиваша, а не вдоль дамбы, так как впереди на ней находились препятствия - строящееся здание насосной станции и опоры ЛЭП.
    После взлета, в процессе набора высоты, приблизительно через 1 минуту, как объясняет КВС, у него исчезла с поля зрения приборная доска и окружающее пространство, после чего произошел удар вертолета о воду. Оценку случившемуся КВС дать не может. Он очнулся в воде у разрушенного вертолета.
    АП произошло в районе о-ва Безымянный Красноперекопского р-на Крымской области (в 20 км северо-восточнее Красноперекопска). Время АП (10:37) установлено по показаниям остановившихся бортовых часов. По заявлению пассажира, примерно через 1 минуту после взлета с дамбы он услышал непонятный шум в районе силовой установки, после чего вертолет ударился о воду.
    Первое касание поверхности воды и дна (глубина 40 см) произошло в 500 м от дамбы. При этом передняя стойка шасси отделилась и осталась на дне в вертикальном положении. Падение вертолета в Сиваш произошло через 300 м, на удалении около 800 м от берега. При столкновении с водной поверхностью и дном (глубина 50 см) пилотская кабина разрушилась, вертолет опрокинулся на правый борт, разрушился и восстановлению не подлежит.
    Один пассажир погиб от полученных травм. КВС и второй пассажир получили травмы различной степени тяжести и самостоятельно вышли с места АП на дамбу, где бригадой строителей насосной станции им была оказана первая помощь и организована доставка в больницу. Тело погибшего пассажира позже вынесено строителями с места АП на дамбу.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23515
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1978
Заводской номер ВС 525918118
Наработка ВС (часы) 7463
Наработка ВС (циклы) 42086
Силовая установка 481692029 481634134


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Заводской ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В связи с отсутствием на борту вертолета средств объективного контроля провести достоверное моделирование траектории полета в период возникновения и развития аварийной ситуации не представилось возможным. По характеру разрушения конструкции вертолета можно сделать вывод, что к моменту удара вертолет перемещался с правым креном и отрицательным углом тангажа. В момент, непосредственно предшествующий удару о воду, КВС интенсивно увеличил общий шаг несущего винта до максимального, но избежать столкновения не смог. В момент удара, из-за резкого торможения пилота и пассажиров выбросило из кабины в образовавшийся пролом. Произошло самовыключение обоих двигателей, под действием инерционных сил оторвалась хвостовая балка, лопасти несущего винта при столкновении с водой разрушились.
    Принимая во внимание возрастные психофизиологические особенности КВС (1939 г.р.), отсутствие дублирующего управления вертолетом и второго члена экипажа, возможное развитие утомления в процессе летного дня без перерыва на отдых, загазованность воздуха в кабине вертолета Ми-2, ограничение обзора внекабинного пространства, а также такие факторы, как отсутствие ориентиров, водную поверхность серого цвета, фактические метеоусловия при серой окраске облаков, специфическую константность пространственного восприятия пилота в этих условиях, преобладание навыков пилотирования визуально над навыками пилотирования по приборам, можно предположить, что совокупность всех или нескольких указанных факторов могла оказать негативное влияние на исход полета и вызвать потерю пространственной ориентировки, не осознанную командиром ВС. Задатчик опасной высоты радиовысотомера пилотом не выставлялся (не предусмотрено при полетах по ПАНХ). В связи с этим звуковой и световой сигнализации в процессе снижения КВС не получал.
    Материальная часть вертолета до момента АП находилась в исправном состоянии. Метеоусловия (ветер 150° 3 м/с, видимость 3000 м, дымка, облачность 9 баллов слоистая высотой 200 м) соответствовали минимуму КВС и ПВП. Состояние здоровья КВС не оказало влияния на исход полета, алкоголя и карбоксигемоглобина в крови пилота не обнаружено.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: истинную причину катастрофы установить не представилось возможным из-за отсутствия на вертолете средств объективного контроля, регистрирующих параметры полета.
    Вероятной причиной катастрофы явился несвоевременный переход КВС с визуального полета на пилотирование по приборам в условиях ограниченной видимости при сочетании следующих факторов:
    - взлет в направлении безориентирной водной местности при отсутствии видимости естественного горизонта;
    - преобладание у КВС навыков визуального пилотирования над навыками пилотирования по приборам;
    - отсутствие второго члена экипажа при выполнении полетов с подбором площадок с воздуха;
    - возрастные психофизические особенности КВС и возможное развитие утомления в процессе летного дня.
    Совокупность всех или нескольких указанных факторов могли привести к потере пространственной ориентировки, не осознанной КВС.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.