Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Туркменского УГА в районе Шатлыка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 июля 1990 г.
Время:  16:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Марыйская область, 42 км юго-западнее а/п Мары
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20792
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
 


Описание
    Командир вертолета 5 летного отряда Чарджоуского ОАО Туркменского УГА выполнял аэровизуальные полеты по облету трассы газопровода Шатлыкского линейного производственного управления магистральных газопроводов. После выполнения дневного плана работ и высадки служебных пассажиров на площадке ПАНХ компрессорной станции Шатлык, КВС приступил к перелету к месту базирования в пос. Шатлык. Взлет произведен в 14:15 мск. Набрав высоту 100 м, пилот установил радиосвязь с диспетчером МДП а/п Мары. Приняв условия выхода из зоны МДП и установив указанное диспетчером минимальное приведенное давление 753 мм рт.ст., КВС продолжил полет по курсу следования 30° (курсозадатчик с учетом направления и скорости ветра был установлен на 28°) в сторону пос. Шатлык на высоте 320 м по приведенному давлению. Когда вертолет пролетел по курсу маршрута около 15 км от вертолетной площадки компрессорной станции, что соответствует 8-10 минутам полета со средней скоростью 115 км/ч, на борту ВС начала развиваться аварийная ситуация (по предположению комиссии, ухудшение самочувствия КВС). Скоротечность развития ситуации и дефицит времени не позволили пилоту выйти на связь. КВС перевел вертолет на снижение на подобранную площадку по курсу следования. На высоте 20-30 м КВС потерял работоспособность. Неуправляемый вертолет, но сбалансированный по крену пилотом для производства посадки, производил снижение с разгоном поступательной и вертикальной скоростей. Спланировав около 500 м с высоты 100 м с увеличением вертикальной скорости от 2 до 5 м/с, вертолет приземлился правее 10 м от намеченного для посадки такыра на три точки, с дальнейшим движением по пересеченной барханами местности с большой поступательной скоростью. При ударе о землю деформировалась хвостовая балка с последующим разрушением хвостовой опоры и хвостового винта. Разрушаясь, вертолет продвинулся 14,5 м и взмыл вверх с бархана высотой 1 м. Затем с левым креном он ударился о землю, развернувшись на 270°, упал на склон впереди находящегося бархана высотой 3-4 м, разрушился и сгорел. КВС погиб.
    Катастрофа произошла в 14:25 мск в 15 км от компрессорной станции Шатлык (42 км с А=252° от а/п Мары).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20792
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.11.1982
Заводской номер ВС 537904102
Наработка ВС (часы) 4674
Наработка ВС (циклы) 4909
Силовая установка 481672069 371633074


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению медицинской экспертизы, наиболее вероятной причиной потери работоспособности командиром вертолета явилось его отравление угарным газом. При двух разных методах исследования в крови пилота выявлено содержание 24 и 16% карбоксигемоглобина. Исходя из вышеизложенного, на исход полета существенное влияние могло оказать отравление КВС токсичными веществами (окисью углерода и содержавшимися в воздухе пилотской кабины парами аэрозоля смазочного синтетического масла Б-3В) в сочетании с высокой температурой наружного воздуха, что могло привести к ухудшению самочувствия КВС в полете и потере им работоспособности на этапе снижения и посадки.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: истинную причину катастрофы ввиду отсутствия на борту средств объективного контроля установить не представилось возможным. Наиболее вероятной причиной является ухудшение самочувствия КВС и потеря им работоспособности в процессе захода на посадку на подобранную площадку.
    Обнаруженная концентрация карбоксигемоглобина в крови КВС могла вызвать снижение работоспособности пилота на этапе захода на посадку, появление ошибочных действий по управлению вертолетом и восприятию окружающей обстановки, что выразилось в увеличении вертикальной скорости снижения вертолета выше допустимых значений, увеличении поступательной скорости и столкновении ВС с поверхностью земли.
    Событию способствовали: выполнение полета при высокой температуре наружного воздуха и в условиях безориентирной местности в районе столкновения ВС с землей, что само представляло определенные трудности в визуальной оценке высоты полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.